Утром 27 июня в Екатеринбурге на улице Свердлова, 8 произошла авария с каршеринговым автомобилем «Делимобиль». ДТП попало на видео. На нем видно, что автомобиль двигался на большой скорости, однако на повороте его занесло и он влетел в столб. Удар пришелся на крыло машины, от чего из корпуса авто вырвало двигатель и отшвырнуло на 20 метров.
Мы попросили нашего постоянного автоэксперта Дмитрия Ларионова разобраться в причинах этой аварии:
— Утреннее солнце удачно подсветило дорогу ровно вдоль пешеходного перехода, благодаря этому можно точно выделить одну из точек отсчёта. Вторая точка — столб, в который въехал автомобиль. Расстояние между ними, судя по спутниковым снимкам, — около 60 м, а судя по видео, автомобиль преодолевает его примерно за 1,6 с. Это соответствует средней скорости на участке 37,5 м/с, или 135 км/ч! — говорит Дмитрий Ларионов. — На представленной записи отсутствует движение автомобиля до возникновения заноса, и поэтому невозможно сказать, что ему предшествовало. Но всё равно, какой смысл в движении по городу с такой скоростью, с которой даже сложно удержать автомобиль в повороте? В случае каршеринга ответ прост — каждая минута аренды стоит денег, а камер автофиксации превышения скорости на данном участке дороги нет.
По словам Дмитрия Ларионова, каршеринг — не только удобная, но и опасная бизнес-модель, поскольку поминутная аренда провоцирует водителей на серьёзные нарушения: превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречку.
— Всё это уже закономерно привело к тому, что машины с цветографической схемой каршеринга появляются в сводках ДТП всё чаще, и — ожидаемо — все остальные водители начали их опасаться (спасибо и на том, что их видно издалека), — говорит Дмитрий Ларионов. — Причём данная проблема была заложена в фундамент бизнес-модели в тот самый момент, когда каршеринг был придуман в том виде, в котором мы его знаем. Конечно, всё это решаемо (пусть и не так просто), но, к сожалению, очевидно, что операторы каршеринга уделяют этой проблеме явно недостаточное внимание. Оно и понятно — зачем им тратить деньги на какие-то телодвижения, к которым их никто не принуждает и которые приведут к потере клиентов. Видимо, в очередной раз ждём решений «сверху».
Активист «Городских проектов» Александр Свалухин считает, что среди причин этой аварии и неправильная проектировка улицы.
— Если бы водитель «Делимобиля» въехал не в столб, а в другую легковушку на встречке или бы вылетел на тротуар с пешеходами — у пострадавших в легковушке были бы очень тяжёлые травмы, а пешеходы на тротуаре бы гарантировано погибли, — говорит Александр Свалухин. — На этом участке улицы Свердлова тяжёлые аварии — не редкость. Проектировщиками улицы созданы все условия для быстрой и опасной езды. ДТП в этом месте — не трагические случайности, спланированные закономерности.
Александр разобрал аварию с точки зрения подхода Vision Zero («Ноль смертей»):
Ширина проезжей части на этом участке — 25 метров.
Встречные потоки никак не разделены.
Не применено никаких мер по успокоению движения.
Общее количество полос движения — 6.
Все полосы имеют избыточную ширину: 5,25 + 3,5 + 3,5 + 3,5 + 3,5 + 5,75 = 25 метров.
Что нужно сделать, чтобы подобные ДТП в этом месте не повторялись?
— Во-первых, необходимо признать невозможность полностью исключить человеческий фактор и фактор ошибки: невнимательность, замедленную реакцию, пьяное вождение и другие, — говорит Александр. — Во-вторых, нужно расследовать реальные причины аварии — проектировочные. Очень широкая проезжая часть улиц Свердлова и Карла Либкнехта провоцирует водителей на быструю езду, а изгибы у ТЮЗа и «Смака» приглашают подрифтить. В третьих, нужно принять меры по предотвращению подобных ДТП в будущем — перепроектировать улицу так, чтобы по ней было невозможно или некомфортно ездить быстрее разрешённых в городе 60 км/ч:
«Дорожная диета»: уменьшить проезжую часть с 25 до 19 метров путём сужения полос движения. Правые полосы, по которым ходит общественный транспорт — сузить до 3,5 метра, все остальные — до 3 метров. В итоге получится: 3,5 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3,5 = 19 метров. Останется 6 метров, которые можно и нужно использовать с пользой.
Обустроить разделительный газон шириной 1,5–2 метра с высокими бортами и желательно с рядной посадкой деревьев или кустарников.
Обустроить 2-метровые защищённые велополосы с каждой стороны улицы.
Убрать ограждения между тротуаром и велополосами.
Продублировать подземный пешеходный переход возле Дома музыки по земле: установить светофор с пешеходными секциями, знаки, островки безопасности, нанести разметку «зебра». Пешеходный переход по поверхности земли будет особенно удобен мамам с колясками, пожилым людям, маломобильным гражданам и командировочным с чемоданами. А светофор в этом месте позволит выровнять скоростной режим на улице Свердлова.
По словам Александра, все предлагаемые меры основаны на лучшем мировом и московском опыте. Эти меры позволят сделать улицы безопасными, удобными и комфортными. Помимо уменьшения тяжести ДТП, снизится шум, будет больше зелени, улица станет более доступной даже для самых слабых пешеходов.
— После преобразования московских улиц люди увидели, что наши города могут быть лучше — в России начал формироваться общественный запрос на удобные и безопасные улицы. В ближайшим будущем этот запрос только усилится и окрепнет. А городским властям совместно с проектировщиками и ГИБДД предстоит этот запрос удовлетворять, — добавил Александр.
Напомним, что после резонансного ДТП с Ефремовым в Государственной думе начались обсуждения необходимости установки разделительных барьеров на всех транспортных артериях России, включая города. В московском Центре организации дорожного движения поддержали идею разделения транспортных потоков на Садовом кольце при помощи газона с высоким бортами, украшенного деревьями и кустарниками.
— Наши улицы Свердлова, Карла Либкнехта, Малышева необходимо переделывать уже сейчас, не дожидаясь новых тяжёлых ДТП с ранеными и погибшими, — заключил Александр.
В новостях по теме вы можете увидеть подборку аварий на этом участке дороги.