E1
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+6°

пасмурно, дождь

ощущается как +2

4 м/c,

ю-в.

734мм 62%
Подробнее
5 Пробки
USD 91,12
EUR 98,31
Реклама
Политика Правительство почти не поменяло лиц, но перетасовало полномочия

Правительство почти не поменяло лиц, но перетасовало полномочия

Эксперты о новом правительстве РФ.

Владимир Путин в очередной раз показал, что готов давать подчиненным больше, чем они просили, но совершенно не то, что просили: за редкими исключениями списки возвышенных при реорганизации Белого дома и одновременно пострадавших совпадают, пишет сегодня КоммерсантЪ.

Главной и не обнародованной премьером Путиным новостью стала "революция подчинения" в правительстве, возвращающая министрам контроль над подчиненными им федеральными агентствами и службами. С мая новоназначенные министры вправе давать руководству подчиненных служб и агентств обязательные для их исполнения указания, а также отменять и приостанавливать их решения "в случае необходимости". Это ликвидация базового принципа административной реформы, разрабатывавшейся Дмитрием Козаком.

Сам Дмитрий Козак, сохранивший за собой пост главы Минрегионразвития, мог бы воспользоваться новшеством в отношении руководства Росстроя, однако тут сработало другое новшество: Росстрой расформирован и будет влит в сам Минрегион. По той же схеме Минздрав получил функции Росздрава и Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, но поделит их с малоизвестным Федеральным медико-биологическим агентством. Наделение министерства функциями агентств произошло и в случае с Минкультуры. Но этот принцип не всеобщий: передача в Минюст части функций Росрегистрации не помешала этой службе остаться самостоятельной структурой, но в составе Минэкономразвития.

Эльвира Набиуллина сохранила пост экономического министра и теперь имеет все шансы стать, как этого желали премьеры Михаил Фрадков и Виктор Зубков, "интеллектуальным штабом экономических реформ" без хозяйственных функций. Помогло этому еще одно новшество: часть функций министерств передается смежному экономическому ведомству. Так, уже бывший МЭРТ потерял последнюю букву в аббревиатуре Минэкономразвития более не занимается торговлей. Им займется преобразованное Минпромэнерго, где пост министра сохранил Виктор Христенко. Приобретя под контроль торговлю (кроме полномочий по тарифному регулированию агросектора, отданного Минсельхозу), он теряет энергетику: отдельное Министерство энергетики возглавит экс-глава "Атомстройэкспорта" Сергей Шматко. Его же ведомство целиком поглотит Росэнерго. Наконец, Минприроды, где министром остался Юрий Трутнев, получило под контроль все функции экологического контроля, включая Ростехнадзор, но неожиданно потеряло контроль над Рослесхозом: он передан в распоряжение сохранившего пост в Минсельхозе Алексея Гордеева. Похожая ситуация и в Минсвязи, лишившейся министра Леонида Реймана (см. стр. 19): его преемник Игорь Щеголев будет заниматься еще средствами массовой информации.

Какой-либо явной логики в том, какие агентства и службы выжили в структуре правительства Владимира Путина, какие ликвидированы, а какие разделены, не просматривается.

Первых вице-премьеров в новом правительстве два: это экс-помощник президента Игорь Шувалов, в функции которого входит, по словам источников в администрации президента, "широкий круг" социально-экологических полномочий и внешняя торговля, и экс-премьер Виктор Зубков (он будет курировать нацпроекты и рыболовство). Но, при этом нацпроекты будет курировать и вице-премьер Александр Жуков. Игорь Сечин не получил поста главы аппарата правительства, зато стал курировать промышленность, но без ВПК, оставшегося в распоряжении Сергея Иванова. Глава аппарата правительства Сергей Нарышкин "рокировался" на посту с главой президентской администрации Сергеем Собяниным.

Наконец, вице-премьер Алексей Кудрин сохранил статус единственного министра-совместителя, помимо профильных финансов ответственного, как и Игорь Шувалов, за широкий круг вопросов социально-экономической политики, но не включая вопросы таможенно-тарифного регулирования экономики, за которые отвечает отнюдь не господин Шувалов, а господин Зубков. При этом, в отличие от министров, вице-премьеры не получили ни права давать указания министрам, ни формальной подчиненности друг другу, ни прямо подчиненных ведомств.

Как все это будет работать, пока совершенно непонятно. Но не исключено, что как раз этого и добивался новый премьер, ведь именно он будет разрешать неизбежные при такой конфигурации правительства споры и конфликты, заключает КоммерсантЪ.

По мнению экспертов, назначение во главе правительства бывших высокопоставленных кремлевских чиновников - это очередное доказательство перераспределения власти между Кремлем и Белым домом в пользу последнего, пишет газета "Новые известия". Как пояснил "НИ" замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, нынешнее правительство, в отличие от всех прочих, будет "политическим, а не сугубо хозяйственным". Теперь администрация президента будет согласовывать свои решения с правительством. Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский и вовсе считает, что правительств в действительности будет два. "Шувалов и Зубков будут заниматься текущими вопросами, а Путин и Сечин - мегапроектами", - сказал "НИ" эксперт.
Политолог Дмитрий Орешкин считает изменения свидетельством того, что центр власти вслед за Путиным переходит из Кремля в Белый дом, сообщает радиостанция "Эхо Москвы".

Вчера также стало известно имя нового руководителя президентской администрации. Им стал бывший вице-премьер Сергей Нарышкин. Примечательно также назначение министром Александра Коновалова - бывшего студента Дмитрия Медведева, когда тот преподавал в Санкт-Петербургском госуниверситете. Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил "НИ", что назначение Коновалова - это "уступка Владимира Путина Дмитрию Медведеву, потому что Коновалов является его кадром". Бывший же министр юстиции Владимир Устинов, скорее всего, станет зампредом в Верховном или Высшем арбитражном суде.

Изменения коснулись и силового блока. Новым директором ФСБ указом президента вчера назначен выходец из петербургских силовых структур Александр Бортников, до сих пор занимавший пост руководителя службы экономической безопасности ФСБ. Прежний же глава ФСБ назначен секретарем Совета безопасности.

По мнению обозревателя "Эха Москвы" Антона Ореха, все перестановки и перемещения при всей их кажущейся пестроте - по сути лишь технические. Не меняющие ни курса, ни политики. "Вице-премьеров стало больше, но больше их стало за счет того, что в правительство на эти посты пришли удобные Путину люди из его бывшей президентской администрации: Собянин, Сечин и Шувалов. А Шувалов еще дальше отодвинул в тень бывшего фаворита конкурса преемников Иванова. Даже шеф протокола президента Путина, и тот стал министром," - рассуждает Орех.

Понять, кто на самом деле ведущий и кто ведомый можно по тому, как подчиненный Путин разговаривал с начальником Медведевым. В прежние времена именно президент был бы главным ньюсмейкером дня, оглашая и объясняя перестановки. А в понедельник главным героем был Путин. Таким образом, его курс пока будет продолжен.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления