Все новости
Все новости

Заброшенный Екатеринбург. История легендарных мастерских, в которых поселились бездомные

В этом здании делали барельефы для «Екатеринбург Арены» перед чемпионатом мира — 2018

После того как из здания съехали скульпторы, оно пустует

Поделиться

Мы продолжаем спецпроект о заброшенных зданиях Екатеринбурга. В новом выпуске — здание, построенное в стиле советского модернизма на Сони Морозовой, 161. В советское время здесь располагались коммунальные квартиры, в 80-е дом арендовал Союз художников России. Скульпторы переделали пространство под мастерские, которые просуществовали в здании в течение 35 лет. В 2017 году мэрия (собственник здания) подняла стоимость аренды, и художникам пришлось срочно съехать. С тех пор дом обветшал, и в нем поселились бездомные.

Здание закрашено граффити

Здание закрашено граффити

Поделиться

За чистотой в здании никто не следит

За чистотой в здании никто не следит

Поделиться

Сейчас в мэрии ищут новых арендаторов

Сейчас в мэрии ищут новых арендаторов

Поделиться

Реконструкция дома началась в 1985 году и проходила под руководством архитектора Николая Мамаева. Скульпторы лично принимали участие в перестройке дома.

— Мы реконструировали здание по спецпроекту вместе с бригадой строителей. Сделали четыре входа. Наверху была библиотека, внизу — туалеты и душ. Вместо пола постелили брус, который должен был выдерживать тонны глины. В отделке использовали дорогие материалы, в том числе мрамор, — вспоминает скульптор Людмила Кружалова, которая занимала одну из мастерских.

Так мастерские выглядели, когда в них работали художники. На фото: скульптор Людмила Кружалова

Так мастерские выглядели, когда в них работали художники. На фото: скульптор Людмила Кружалова

Поделиться

В мастерских до сих пор можно найти личные вещи скульпторов

В мастерских до сих пор можно найти личные вещи скульпторов

Поделиться

Помещения спроектировали таким образом, чтобы в них можно было создавать монументальные работы — высота некоторых скульптур достигала четырех метров.

— Мастерские были двухэтажными. На крыше сделали световые фонарики, чтобы обеспечить дополнительный источник света. У нас были антресоли, на которые можно было забраться и посмотреть на работу сверху, — вспоминает еще один скульптор Валентина Соколова.

В мастерских работали многие известные художники и скульпторы. На фото: Миша Брусиловский, Андрей Антонов, Виталий Волович

В мастерских работали многие известные художники и скульпторы. На фото: Миша Брусиловский, Андрей Антонов, Виталий Волович

Поделиться

По полу разбросаны остатки художественных материалов, книг и фотографий

По полу разбросаны остатки художественных материалов, книг и фотографий

Поделиться

Внутри поселились бездомные

Внутри поселились бездомные

Поделиться

В мастерских Союза художников скульпторы сделали большую часть своих работ. Именно здесь Андрей Чернышев и Юрий Крылов работали над барельефами для «Екатеринбург Арены», которую реконструировали перед чемпионатом мира — 2018.

— Все мастерские были рядом. Мы дружили, помогали друг другу. Вместе отмечали и дни рождения, и Новый год. В мастерской была хорошая творческая атмосфера, к нам часто приезжали иностранцы, — вспоминает Валентина Соколова.

На фото: Андрей Чернышев во время работы над барельефами для «Екатеринбург Арены»

На фото: Андрей Чернышев во время работы над барельефами для «Екатеринбург Арены»

Поделиться

После того как в январе 2017 года администрация Екатеринбурга потребовала выплатить налог на землю, скульпторам пришлось съехать из здания. Счет выставили сразу за 3 года, он составил 1 200 000 рублей.

— Мы не использовали землю вокруг здания, там были гаражи, но нас попросили заплатить и за эту территорию. Мы пошли в суд, где смогли доказать, что территорию присоединили незаконно. В итоге счет стал в 3 раза меньше. Мы собрали деньги, выплатили, что смогли, и уехали, — вспоминает Андрей Чернышев.

Здание не законсервировано, поэтому в него легко попасть

Здание не законсервировано, поэтому в него легко попасть

Поделиться

Внутри помещение также раскрасили граффитисты

Внутри помещение также раскрасили граффитисты

Поделиться

Работы из мастерской увозили в спешке. Под угрозой оказалась коллекция известного уральского скульптора, автора и соавтора многих памятников Екатеринбурга Петра Сажина. Места для всех работ в музейных хранилищах просто не хватало.

В мэрии конфликт со скульпторами не комментируют. Сейчас в горадминистрации ищут новых арендаторов, которые отремонтируют здание. Помещение долгое время пустовало, поэтому сейчас находится в полуразрушенном состоянии. Серьезнее всего пострадала кровля, которую не ремонтировали с 90-х.

На фото скульптор Юрий Крылов

На фото скульптор Юрий Крылов

Поделиться

Художникам пришлось съехать после того, как собственник здания попросил их заплатить за землю около мастерских

Художникам пришлось съехать после того, как собственник здания попросил их заплатить за землю около мастерских

Поделиться

Заместитель главы города по вопросам управления имуществом Игорь Сутягин рассказал, что в мэрии продолжают следить за зданием: входная дверь заколочена и закрыта решетками, часть окон закрыта фанерными и металлическими листами. Тем не менее, нашему корреспонденту легко удалось попасть внутрь через дверь, которая оказалась открыта. Точно так же туда попадают бездомные, которые живут в бывших мастерских.

— Мы до сих пор ходим туда, но теперь как на кладбище. Сейчас смотреть на это здание жалко, — комментируют скульпторы.

Здание покидали в спешке

Здание покидали в спешке

Поделиться

Мастерские были двухэтажными

Мастерские были двухэтажными

Поделиться

Архитектор Полина Иванова считает, что здание мастерских — уникальный архитектурный объект, пример советского модернизма, который необходимо сохранить.

— Это нетиповой проект. В здании гармоничные двусветные пространства для художников, скульпторов, оно перекрыто сложной, интересной деревянной кровлей с окнами верхнего света. В то же время это еще и важная историческая точка. Здесь работали известные скульпторы, авторы многих памятников и произведений монументального искусства. Здесь все сходится — и форма, и содержание. Восстановление не потребует серьезных усилий — все-таки это не здание гостиницы «Исеть» или «Мадрид», — считает Полина Иванова, которая занимается исследованием советского модернизма.

Больше всего пострадала крыша, которая начала протекать еще в нулевых

Больше всего пострадала крыша, которая начала протекать еще в нулевых

Поделиться

Из-за этого в помещениях постоянная сырость

Из-за этого в помещениях постоянная сырость

Поделиться

На полу разбросаны обломки скульптур

На полу разбросаны обломки скульптур

Поделиться

Помещение бывших мастерских считается одним из примеров советского модернизма, который еще можно восстановить

Помещение бывших мастерских считается одним из примеров советского модернизма, который еще можно восстановить

Поделиться

По теме

  • ЛАЙК5
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ36
  • ПЕЧАЛЬ11
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости РЎРњР?2
Новости РЎРњР?2