E1
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-2°

ясная погода, без осадков

ощущается как -7

4 м/c,

зап.

727мм 84%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Дороги и транспорт интервью "Велодорожки зимой надо чистить в первую очередь": финский эксперт приехал в Екатеринбург учить нас жизни

"Велодорожки зимой надо чистить в первую очередь": финский эксперт приехал в Екатеринбург учить нас жизни

Пекка Тахкола готов убедить чиновников, что вкладывать деньги в развитие велоинфраструктуры - выгодно.

Финский эксперт убеждён, что на велосипеде комфортно ездить даже в морозы

Пекка Тахкола консультирует администрацию финского города Оулу по велосипедным вопросам. В этом маленьком финском городке Оулу (в нём живёт всего 191 тысяча жителей) 22% перевозок приходится на велотранспорт. Самое удивительное, что 50% велосипедистов продолжают его использовать даже зимой, хотя до Полярного круга всего 200 километров.

Мы попросили его оценить ситуацию в Екатеринбурге.

– Сегодня специально замерил расстояние от дома до работы – вышло 11 километров. Есть ли смысл мне пересаживаться на велосипед? Всё-таки не близко.

– Думаю, что да. Я к вам приехал в редакцию (на Шейнкмана, 10. – Прим. ред.) из Академического, а это примерно десять километров. Хотя, признаюсь, что сделать это было не очень просто, так как у вас пока нет качественной инфраструктуры, чтобы можно было ехать в стороне от другого транспорта. Плюс к тому, если ездить на такое расстояние, то очень полезен велосипед с электромотором, который включается при подъёме на гору или если дует сильный встречный ветер.

– Какие основные проблемы для велосипедистов вы видите у нас в городе?

– Самая большая проблема – это отсутствие дорожек на большинстве улиц. Плохо, что вы строите город вокруг автомобилей, чтобы они могли быстро передвигаться, но фактически они всё равно стоят в пробках, так как их слишком много. Хотя хорошие города строятся вокруг человека – пешеход должен быть королём в городе. Затем в приоритете должны быть велосипедисты, общественный транспорт, а только потом автомобилисты. Но вчера я гулял по городу пешком и увидел сотни велосипедистов. Так что неправильно говорить, что этот вид транспорта у вас не популярен.

– В Facebook иногда наталкиваюсь на посты, что велосипедисты мешают, ездят как попало. Я и сам автомобилист и зачастую сталкиваюсь с неадекватным поведением ваших коллег.

– Эта проблема в вашем городе возникает по большей части из-за того, что люди на велосипедах попросту не понимают, где им надо находиться. К примеру, пешеходы прекрасно знают, что им нельзя находиться на проезжей части. Или, если вы на машине, вам не стоит ездить по тротуару. В случае с велосипедистами такой определённости нет, а потому они оказываются то на дороге, то на тротуаре.

У нас и у них. Причём в Оулу 50% владельцев велосипедов активно используют их даже зимой. Сложно в это поверить, но данные получены при помощи специальных датчиков, которые установлены на велодорожках

– Просто велодорожки по всему городу – это дорого.

– В Хельсинки подсчитали, что один евро, инвестированный в велоинфраструктуру, даёт отдачу в восемь евро – за счёт экономии. Были подсчитаны различные косвенные выгоды: здоровье людей улучшается, трудоспособность увеличивается, затраты на здравоохранение уменьшаются, нет последствий для окружающей среды. После этого в Хельсинки решили тратить на её развитие 20 миллионов евро ежегодно.

Если бы в Екатеринбурге на эти цели выделялось десять процентов дорожного бюджета, то это уже было бы большим шагом вперёд. Эта сумма позволит получать заметный результат, а через пять-десять лет как минимум десять процентов поездок будут приходиться на велосипеды. Мне кажется, что люди в Екатеринбурге хотят ездить на велосипедах.

– Противники велодвижения говорят, что нет смысла вкладывать в велодорожки, так как в Екатеринбурге длинная зима. Но, насколько я знаю, в Оулу 50% велосипедистов ездят круглогодично.

– Никто же не говорит, что нет смысла строить тротуары, так как слишком длинная зима. Люди ходят пешком в любую погоду. Тут дело не в холоде, а в велодорожках, которые надо содержать в хорошем состоянии. Зимняя уборка дорожек – это приоритет. Например, если ночью идёт снег, то основные маршруты должны быть очищены до семи утра. К тому же у нас их убирают даже раньше, чем дороги. Когда проектируют дорожки, то изначально делают так, чтобы их можно было обслуживать техникой.

В Оулу в первую очередь чистят велодорожки, а только потом дороги. Притом до асфальта – только в центре города. В остальной части города используют специальные тракторы с зубчиками, чтобы получить плотное рифлёное снежное покрытие, по которому легко ездить

– При какой температуре, по вашему мнению, можно ездить на велосипеде?

– Я пока не ездил ниже 40 градусов мороза. На самом деле при 10–15 градусах мороза ездить очень даже комфортно. У нас в Оулу есть счётчики, которые позволяют нам точно знать, сколько человек используют дорожки. По статистике, до -30 °С число велосипедистов не снижается, но когда температура опускается ниже этой отметки, то их становится меньше на 15 процентов.

В Оулу на 200 тысяч жителей приходится 850 километров велодорожек. За какое время была построена такая инфраструктура?

– В первую очередь скажу, что у нас избыточная сеть дорог, а потому можно было обойтись куда меньшим количеством. Для сравнения, в Копенгагене проживает один миллион человек, но при этом у них всего 400 километров велодорожек. В Оулу же инфраструктуру стали строить в 60-х годах прошлого века. Но тогда в Европе был пик автомобилизации, а потому было сложно выбить финансирование под эти цели (Очень похоже на то, что сейчас происходит у нас. – Прим. ред.). Думаю, что при хорошем финансировании вам понадобится не больше десяти лет.

Пекка Тахкола передвигается по Екатеринбургу на велосипеде. После беседы с ним и мне захотелось сменить автомобиль на двухколёсное транспортное средство с педалями

– Можете привести примеры каких-то более близких к Екатеринбургу городов, где сейчас активно развивают велоинфраструктуру?

– Я с большим интересом смотрю на то, что происходит сейчас в Астане, где решили построить систему общественного велопроката, так как кто-то из чиновников увидел её в Лондоне на Олимпиаде. Летом 2014 года они открыли первую часть из 38 станций, но сейчас их уже около 150 (всего около 1 000 велосипедов). И это в городе, где я во время первой поездки увидел всего пять велосипедистов.

Мы не говорим, что все должны непременно использовать велосипед. Но если бы каждый делал это хотя бы раз в неделю, то это было бы замечательно. Если вы живёте в 20 километрах от центра города, то будет достаточно сложно преодолевать это расстояние на велосипеде. Можно начать с двух-трёх километров. Вам точно понравится.

Как часто вы используете велосипед

Опрос завершен 31.03.2018
Регулярно езжу на нем на работу
22%
Катаюсь достаточно часто для удовольствия
24%
Езжу на нем изредка
22%
Вообще не катаюсь
33%
Фото: Илья ДАВЫДОВ / E1.RU; Пекка ТАХКОЛА

Инфографика: Илья ДАВЫДОВ / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления