В Екатеринбург приехал немецкий специалист в сфере транспорта Торбен Хайнеманн. Торбен работает руководителем отдела в Службе планирования транспорта и подземного строительства в администрации Лейпцига. На Урал его позвали поделиться опытом на зимней велоконференции, которая впервые проходила в Екатеринбурге.
Перед отъездом немецкого гостя корреспондент Е1.RU прогулялась с ним по уральской столице и узнала, что эксперт из Германии думает о транспортной реформе 2019 года, выделенках и велодорожках в Екатеринбурге.
Торбен Хайнеманн в городе второй раз. Два года назад ему показали только велодорожки за пределами центра Екатеринбурга, и он посчитал, что они вполне хорошего качества и нормального размера. В этот раз он оценивал велоинфраструктуру в центре Екатеринбурга и заметил, что в городе не хватает хороших велопарковок.
Во время прогулки немец периодически останавливался около велопарковок, чтобы обсудить, что с ними не так.
– Понять, что это велопарковка, можно только по небольшому знаку, больше места здесь занимает рекламный баннер. И вообще эта парковка скорее напоминает вешалку. На ней практически невозможно надёжно закрепить велосипед на хороший замок, – сказал Торбен о велопарковке на Свердлова.
Не слишком удачный пример велопарковки мы с немцем обнаружили около Ельцин-центра. Он отметил, что стойки слишком узкие и стоят близко друг к другу, в результате чего вместимость парковки снижается в два раза.
Торбен рассказал о немецком опыте общения велоактивистов и администрации города. Сначала члены городского совета делали вид, что велосипедистов не существует, но потом сменилась власть и пришёл политик, который стал прислушиваться к ним. Сейчас в Лейпциге раз в две недели происходит встреча городских властей с велосообществом, где обсуждаются новые планы по развитию велоинфраструктуры.
– Будьте громкими, и тогда вас услышат власти. Нужен политик, который услышит вас и будет готов открыть двери для чего-то нового и пойдёт на диалог. Когда вы что-то сделаете для развития велоинфраструктуры города, тогда и все остальные люди увидят, что стало проще передвигаться, и пересядут на велосипеды, – посоветовал Торбен.
Сам Торбен – чиновник из Лейпцига – ездит на велосипеде практически каждый день. Исключения – дождливые дни.
– С понедельника по пятницу я езжу на работу и по выходным иногда езжу в магазин на велосипеде, иногда в небольшие велосипедные путешествия. На работе у нас есть служебные велосипеды, которые мы можем использовать для поездок по работе, – сказал Торбен. – Если очень сильный дождь, то с утра я еду на трамвае. Просто не хочу сидеть в мокрой одежде на работе. Но вообще Лейпциг – это город с наименьшим количеством дождей, поэтому чаще всего я на велосипеде.
Также мы поговорили с Торбеном о выделенных полосах, из-за которых недавно ГИБДД судилась с мэрией. Сотрудники Госавтоинспекции попросили убрать знаки, потому что из-за выделенок автомобилисты больше стоят в пробках и вынуждены нарушать правила.
– Возможно, тут есть какое-то противоречие в идеологиях, потому что в Германии у нас установка идёт на безопасность в первую очередь, а на втором месте пропускная способность, – сказал Торбен. – Пропускная способность – это не только автомобили и люди в них, но и пешеходы, велосипедисты и пассажиры общественного транспорта. Город заинтересован в том, чтобы люди ездили на общественном транспорте.
Гуляя с транспортником из Германии, мы не удержались и обсудили транспортную реформу, которую хотят ввести в Екатеринбурге в 2019 году. Кстати, все новости по этой теме мы собрали в одном разделе. Торбен отметил, что Германия давно пережила подобную реформу. Сначала все протестовали, как в Екатеринбурге, а потом приняли.
– В 2000 году мы меняли нашу трамвайную систему. Замечу, что в Лейпциге общественный транспорт – это в основном трамваи. У нас было 24 трамвайных маршрута, мы сократили их до 12, но зато эти маршруты ходят теперь каждые 10 минут. Трамваи у нас – это большие трехвагонные составы, которые везут очень много людей, тем самым увеличивая пропускную способность улиц. Любое изменение, которое вы вносите, вызывает протест, но в результате мы получили хорошую систему, и теперь много позитивных откликов, особенно от людей, которые регулярно пользуются общественным транспортом, – сказал Торбен. – Количество ежегодных пользователей общественного транспорта удвоилось – от 80 миллионов до 150. В 2006 году мы начали аналогичную реформу автобусной сети. Теперь у нас нет ситуации, когда по одной улице идут и трамваи, и автобусы, конкурируя между собой. Ведущая роль отдана трамваю, а автобусы работают на подвозящих маршрутах.