"Когда я увидел ваши велодорожки на Ленина, то сразу отписался в твиттере, что в рейтинге абсурдных велодорожек эти на первом месте". Это первые слова, которые сказал советник замминистра транспорта РФ во время интервью с корреспондентом E1.RU. По совместительству он куратор проекта по развитию велокультуры Let's bike it! В Екатеринбург приехал по делу – собрать опыт местных велоактивистов и посоветовать новые проекты для развития велодвижения в городе.
– Когда мы ехали с коллегами в автобусе по Ленина, я показал на велодорожку и сказал – это велодорожка, – рассказал Владимир. – Остальные гости говорят: "Нет, это не велодорожка, это, наверное, элемент дизайна какой-то". Я говорю: да нет, это 100% велодорожка. Все не поверили, что это велодорожка, потому что она слишком узкая и находится посреди тротуара. Еще я заметил, что у вас велодорожки убирают вручную, что в корне неправильно. Из-за этого часть дорожки чистая, а часть завалена снегом.
– А вы где-то еще видели такие велодорожки абсурдные или мы уникальны?
– В России практически в каждом городе есть пример. Из самых абсурдных – это велодорожка два на два метра в Москве. В Санкт-Петербурге одна велодорожка утыкается в стену. Велосипедисты там нарисовали стрит-арт-платформы 9 и ¾, как в Гарри Поттере. Но есть и хороший пример – это Альметьевск в Татарстане. Там построили сеть велодорожек, которая охватывает весь город. При этом они практически везде шириной два метра и отделены от проезжей части и тротуара.
– Администрация говорит общественникам, которые борются за велодорожки, что у нас их нельзя сделать шириной два метра. А вы как считаете?
– Тут дело не в невозможности, а скорее в нежелании. У вас улицы достаточно широкие – и тротуары тоже. Можно сузить ширину полос, например. Для автомобилей это вполне рабочий вариант и в плане безопасности хороший – автомобилисты начинают ездить аккуратнее. Как показывает практика, когда решает администрация, то сразу находятся и деньги, и возможности. В Альметьевске сначала улицы казались узкими, а потом раз – и велодорожка двухметровая появилась. Сейчас по всей России происходит сдвиг. За этот год очень многие города начали включаться. Министерство транспорта тоже поддерживает эту идею.
– Можно сказать, что у нас в городе есть велоинфраструктура?
– Велоинфраструктура у вас есть, но в самом зачаточном состоянии. Я не был в Академическом районе, но говорят, что там лучше, чем в центре. Но как минимум у вас город гораздо более велосипедный, чем многие другие. Город достаточно плоский, в нем много широких тротуаров, где мало пешеходов, поэтому люди ездят. Плюс на велосипеде часто получается быстрее. Число людей, которые ездят по Екатеринбургу на велосипеде, приличное. За полчаса из аэропорта до отеля я насчитал 8 велосипедистов, хотя погода не очень хорошая. Все больше людей – независимо от количества велодорожек – начинают ездить. Люди, которых я вижу у вас, – это не спортсмены, не участники велоклубов, это обычные люди. Вчера видел девушку, которая ехала с большим пакетом из магазина. Это люди, которые используют велосипед для ежедневных поездок по своим делам.
– А чего нам не хватает?
– Я вижу в городе много плохих велопарковок, ощущение, что они сделаны не для велосипедистов, а для вида только. Они вообще больше напоминают вешалки для одежды. На них хочется повесить одежду, а никак не прицепить велосипед. А еще велодорожек у вас мало, по-моему.
– Велоинфраструктуру лучше развивать сначала в центре, а потом на окраинах или наоборот?
– Мы на конференции рассматривали устройство велодорожек в строящемся ЖК на окраине города, и, наверное, это правильно – начинать развивать велоинфраструктуру в спальных районах. И дальше ждать, когда городская администрация скажет – вот там это получилось, давайте сделаем в центре. Бизнес начал активно участвовать в развитии велодвижения, в ближайшей перспективе у вас, я думаю, начнут появляться новые велодорожки.
– Как часто вы сами ездите на велосипеде?
– Стараюсь часто, но в последнее время чаще на самолетах. У нас в Москве создали городской велопрокат, в котором берешь велосипед на одной станции, а на другой возвращаешь. И, может быть, если говорить про шаги для Екатеринбурга, то стоит подумать о том, чтобы здесь тоже появился велопрокат. Люди привыкают, им это начинает нравиться, они начинают чаще ездить на велосипедах.
– Вы говорили, что у нас плохо убирают велодорожки, а как с этим в Москве? И что делать велосипедистам, чтобы дорожки расчищали от снега?
– В Москве велодорожки не чистят от снега совсем. Я думаю, что это из-за отношения к велосипеду как к летнему развлечению, со временем, я думаю, это будет меняться. Местные жители должны показывать не только своими поездками, но и писать письма в администрацию. Обращения лучше делать коллективно. Когда общаются только три активиста, они выглядят как трое сумасшедших. Когда каждый человек, который перемещается на велосипеде, начнет обращаться в администрацию, то будет эффективнее. Надо мной вначале тоже смеялись, а потом стали прислушиваться.