Сейчас+8°C

зап.

Страна и мир репортаж Иркутск. Зимние развлечения

Иркутск. Зимние развлечения

Охота, дайвинг, горные лыжи, горячий и холодный источники, туры на ездовых собаках — зимой в Восточную Сибирь летят, чтобы увидеть зимний Байкал и испытать на себе все прелести экстремального отдыха

Байкал зимой

Наш самолёт приземлился утром в аэропорту в Иркутске. Мы спустились по трапу, загрузились в подогнанные специально для нас автобусы и поехали к выходу внутреннего терминала. Аэропорт, мягко скажем, был маловат, простоват, пустоват и староват. Складывалось ощущение, что из Иркутска никто не летает и никто туда не прилетает. Как потом оказалось, первое впечатление обманчиво. Дело в том, что аэропорт находится в самом городе и не так давно в новое современное здание аэропорта въехала машина. Сейчас новый терминал ремонтируют, а поток пассажиров пускают через старое здание.

Найдя нашего водителя, мы загрузили весь наш малогабаритный «профессиональный» багаж в джип (в основном багаж состоял из штатива, камеры, микрофонов и ещё множества различных приспособлений для съёмок).

Хочу представить вам нашу «команду»:

Юля — журналист
Этакая девушка времен Евгения Онегина. Романтичная, ранимая натура.
Но её профессия открыла в ней новые черты: настоящий новостийщик — краткость, лаконичность, чёткость. Большую часть нашего путешествия Юля молчала и была погружена в свои мысли. Иногда были моменты, когда она вдруг ни с того ни с сего проявляла такую твёрдость, что даже наш вечно ворчащий водитель отступал и, стиснув зубы, ехал туда, куда надо было Юле.

Серёжа — оператор
Серёжа — оператор со стажем. Самая большая профессиональная мечта — снимать документальные фильмы. Весёлый и добрый, но ворчун просто жуткий. Бывало, начнут они ворчать на пару с нашим водителем, и бубнят и бубнят на всю машину, возмущаются, но дальше это не заходит и на исход решения не влияет. Побурчат и успокоятся, и им хорошо, что они высказались, и нам хорошо, так как мы всё равно едем туда, куда нам надо.

Валера — водитель
Мужчина 35 лет, подтянутый, спортивный (бывший профессиональный баскетболист).
Жизнерадостный, щедрый, заядлый путешественник и охотник за новыми впечатлениями.

Я — автор. Моя задача в этом путешествии заключалась в организации всей поездки: решении финансовых, транспортных вопросов и вопросов, связанных с проживанием, контроль за тем, чтобы съёмочная группа успела отснять весь нужный материал.

Ровно в 12:15 мы отъехали от аэропорта.

День первый. Сибирский highway или как можно потеряться на абсолютно прямой дороге

Иркутск встретил нас морозом, на улице -30ºС, сильный ветер, снега по пояс и гололёд. Первое место, куда мы должны были добраться — охотничье хозяйство «Таловское». Охотничья база расположена в Ольхонском районе Иркутской области на берегу реки Бугульдейка, в 25 км от берега Байкала, в 200 км от Иркутска.

Совершив небольшую обзорную экскурсию по Иркутску, мы отправились за нашим первым сюжетом. К слову сказать, Иркутск не произвёл на нас большого впечатления. И не потому, что город не красивый сам по себе. Наоборот, в городе очень много старинных зданий, причисленных к памятникам архитектуры. Своё начало город ведёт с Иркутского острога, заложенного казаками в 1661 году. Название происходит от названия реки Иркут, впадающей в Ангару. Через город проходили все русско-китайские торговые караваны. Город жил и рос благодаря торговле, крупные промышленные предприятия в городе появились только в XX веке. Но зима имеет свойство скрывать красоту одних городов и, наоборот, раскрывать или преувеличивать красоту других. К сожалению, Иркутск относится к первой группе городов. Но зимой в Восточную Сибирь летят не на Иркутск посмотреть — летят, чтобы увидеть зимний Байкал и испытать на себе все те возможности увлекательного и экстримального отдыха, которые он может предложить.

Подводный мир Байкала

Ехали мы долго-долго, очень долго, а заветной базы всё не нет и нет. Как говорит одна моя знакомая: ночь близится, а близости всё нет. Так вот, едем, мы едем, а вокруг одна сплошная степь, машина мчит под 140 км/ч, разрывая воздух, и создаётся впечатление могущества над природой, власти над этой бесконечной степью. Если вы едете по Сибири, и пейзаж за окном медленно перетекает в степь, то это верный знак, что вы в Бурятии. Через 10 минут появляется надежда в виде двух милиционеров–бурятов. Резко тормозим, просим подсказать нам дорогу… а нас не понимают! Ну как можно работать милиционером, если ты практически не говоришь по-русски? Ну и что, что мы в Бурятии, живём-то мы все в России, и, как никак, вы — стражи порядка! После 15 минутного бестолкового разговора, едем ещё минут 30 по абсолютно прямой дороге и опять без толку. Кстати, дороги в Сибири можно назвать идеальными по сравнению с дорогами в Свердловской области. Я бы даже сравнила их с американскими, только они уже и менее технологичные: без специальных бороздок по бокам, подсветки и т.д., но качество на высшем уровне. После долгих метаний по прямой дороге, находим местного жителя, который говорит по-русски. Оказывается, что уже около 50 километров едем не туда. Разворачиваемся и едем обратно. Добираемся до «Таловского» в двенадцать ночи. Холодные, голодные и уставшие ложимся спать.

День второй. Неудачная охота и пара экстримальных дайверов

Снимаем охоту

Иркутская область всегда славилась разнообразием и богатством охотничьей и рыболовной фауны. В настоящее время охотничье-рыболовные угодья занимают площадь 69,4 млн га, что составляет 93 % территории области. Площадь охотничьих угодий «Таловского» — 23 тысячи гектаров.

На улице градусник предательски показывал –38ºС. Охотничье хозяйство находится в низине и окружёно горами, поэтому температура здесь ниже, чем в других местах. Вкусно позавтракав настоящей домашней едой, мы, закутавшись как можно теплее и таким образом напомнив друг другу три капусты, отправились на охоту. Охотиться зимой можно на бурого медведя, изюбря, марала и т.д. с лайками. Можно охотиться с подхода. Всё зависит от времени, которым вы располагаете и, конечно, от ваших финансовых возможностей. В среднем, чтобы охота состоялась, в лес уходят на 3–6 дней. Здесь важна каждая мелочь. Надо знать определённые места, куда выходит зверь. Но даже это не даёт стопроцентной гарантии.

Добирались мы до места начала охоты на квадроциклах, а дальше пошли пешком. Нас сопровождал егерь и охотовед. Ружья нам не дали, так как времени на обучение стрельбе не было, да и если бы кто-нибудь из нас и застрелил зверя, то за это пришлось бы заплатить — такие правила. С нами на охоту мы взяли двух лаек — кобеля по кличке Север и сучку Кнопку. На удачу егерь сразу же заметил след лисы, которая прошла здесь часа два назад. Вот по этому следу мы и пошли. Шли около часа, пока не вышли на опушку. Наши собаки вдруг замерли, выпрямились, подняли уши и 5 минут простояли не пошелохнувшись.

Егерь объяснил, что лиса где-то близко. Потом уже мы шли за собаками. Так мы блуждали ещё час и всё дальше и дальше уходили в глубь леса. К сожалению, нам в этот день не повезло, мы так и не встретили лису. Но Север и Кнопка получили поощрение от хозяина в виде сытного ужина, так как они ещё молоды и в силу своей молодости не имеют большого опыта в охоте, а тут они показали себя с лучшей стороны. К слову, на охоту никогда не берут больше одного кобеля, иначе собаки передерутся за лидерство. Уезжали мы из «Таловского» кто с чем: мы счастливые и довольные, а наш оператор с подаренным ему чучелом косули.

Следующая наша остановка — посёлок Листвянка — тренировочная база дайверов.
На Байкале шторм. Ты стоишь у самого края бордюра, перед тобой бушует Байкал. Байкал покрывается льдом только в середине января. Ледовые поля Байкала покоряют на автомашинах, снегоходах, квадроциклах, собачьих упряжках. Но сейчас на Байкале льда нет, а только сильный шторм, волны поднимаются до самой макушки. Смотреть на грозный Байкал страшно, не то, что погружаться под воду в такую погоду. Но, после наших получасовых уговоров, дайверы соглашаются совершить погружение. Вся наша съёмочная группа стоит на маленьком скользком пирсе, дайверы, балансируя по льду, подходят к месту спуска в воду. Самое опасное в такую погоду — войти в воду и выйти из неё, так как волна может сбить с ног и стукнуть дайвера о пирс. Но наши дайверы — профессионалы, лучшие тренеры по данному виду спорта на Байкале. Погружение проходит без проблем. Если сам Байкал удивляет и восхищает, то подводный мир поражает до глубины души. Под водой можно путешествовать по ледовым галереям и гротам, на шельфе озера — изучать подводных обитателей, двигаясь над зеленеющими полями знаменитой байкальской губки. Когда на Байкале встаёт лёд, устраивают подлёдные погружения. Одним из самых сильных впечатлений при таком погружении является возникающее уже в первые минуты чувство парения над чернеющей бездной под «небом» из пропускающего голубоватый свет прозрачного льда со словно зависшими над головой автомобилями и людьми.

Ходят легенды о сокровищах на дне Байкала. Их происхождение связано с затонувшей частью Круго-Байкальской железной дороги, а вместе с ней и поезда с драгоценностями. Несколько лет назад наши дайверы нашли на дне Байкала затонувший корабль 18 века, тогда из-за этой находки было столько шумихи, корабль приезжали снимать все федеральные каналы.

День третий. Русские как они есть. Животные с человеческими глазами

Зимнее солнце, +5ºС, сильный ветер, пустырь и пронзительный вой 35 собак. Центр ездовых собак на Байкале был организован 5 лет назад. Но до сих пор русские туристы мало о нем знают, а иностранцы целыми группами посещают его из года в год. Идея организовать такой центр возникла у Николая и его жены (руководителей центра) случайно. Организация, где они работали, занималась разведением ездовых собак, но обанкротилась, и собак решено было продать в разные места или просто усыпить. Тогда Николай договорился, что в течение года он выкупит всех 20 собак. Прошло пять лет, и сейчас в ездовом центре уже 35 собаки. Эти собаки не умеют практически ничего, кроме как везти упряжку. Они не знают, что значит укусить человека или охранять дом.

Когда мы приехали снимать в центр, там была группа туристов из Австралии. Позабавило, что все они накупили себе шапок-ушанок с красной звездой посередине, такие же точно варежки, а в домике они распивали русскую водку. Не хватало только валенок на ногах и телогреек, и медведя бегающего под окном. Картина маслом: русские, как они есть. Обидно, что представление о России у иностранцев ограничивается банальными стереотипными вещами, но с другой стороны, кто же виноват в этом, если не сами русские?

Собачий вой слышен за несколько километров. Поначалу пугаешься, и кажется, что бедных собак мучают. Но выясняется, что когда собаки видят, как достают сани для катания, они просто начинают биться в истерике от непреодолимого желания ощутить скорость. Собаки, которые стоят во главе упряжки, это лидеры. Они в упряжке сами за себя, все остальные вместе, и их называют ведомыми. Но каждый из них хочет занять место лидера, поэтому если вдруг лидеры столкнуться с ведомыми, начнётся драка не на жизнь, а насмерть. Чтобы этого не произошло, специальные люди держать упряжку в нескольких местах пока собаки не тронутся с места. Трасса катания занимает 5 км, полпути тебя везёт инструктор, полпути ты сам управляешь упряжкой. Ощущения просто незабываемые. Это затягивает.

Следующие место, куда мы поехали снимать, — нерпентарий. В природе встретить нерпу (байкальский тюлень) можно, но сложно. В основном нерпу можно встретить на Ушканьих островах. Ценный мех маленьких зверьков — весьма привлекательная нажива для многих охотников. Но здесь, на берегах Ушканьих островов, нерпы более-менее защищены от истребления. Мы поспорили с нашим оператором, что я смогу потрогать нерпу, и она не испугается и не отплывёт. Я проиграла, а вот Серёжа потрогал. Нерпы не боязливы. Человек с фотокамерой для них — не повод для беспокойства. Напротив, они очень любопытны и смотрят на тебя такими человеческими глазами.

День четвёртый. «Покажите мне сюжет о нашей горе, и скидки вам обеспечены!». Горнолыжный курорт «Гора Соболиная»

Мы в городе Байкальске. Как только здесь появился горнолыжный курорт, город превратился в одну сплошную гостиницу. В марте 2002 года Владимир Путин открыл на горе детский чемпионат по горнолыжному спорту и этим поступком прославил Гору Соболиную.

На горе нашу съёмочную группу встретил директор горнолыжного курорта Михаил Александрович. Вместо запланированных двух часов, мы провели на горе пять. Нашему оператору повезло больше всех. Руководство горы решило, что оператор самый важный человек и от того, как они встретят его, так он и отснимет материал про Соболиную. Его прокатили по всем склонам на снегоходе, покатали на лыжах. Сам Серёжа пожимал плечами, улыбался и говорил, что всё это только ради работы и чисто из профессиональных соображений. На горе всегда теплей, чем в других районах. Температура здесь в среднем выше на 10–15 градусов.

• Перепад высот — 500 м
• Количество трасс — 11
• Самая длинная трасса — 2170 м
• Ширина трасс — 40–60 м
• Есть освещенная трасса
• Количество подъемников — 9 (3 — на склонах для обучения)
• Трассы для беговых лыж — 5 и 10 км
Характеристика трасс:

Полезная информация: Авиакомпания «Уральские авиалинии» увеличила бесплатную норму провоза лыжного и горнолыжного снаряжения на всех рейсах. При совершении перелетов по территории РФ, СНГ и на международных рейсах один комплект лыжного и горнолыжного снаряжения провозится бесплатно, если суммарный вес багажа одного пассажира не превышает 40 кг. В комплект горнолыжного оборудования входит одна пара лыж или одна доска для сноуборда, одна пара лыжных ботинок и пара лыжных палок. В случае наличия у пассажира второго комплекта лыжного снаряжения или при превышении нормы в 40 кг провоз данного дополнительного багажа оплачивается по правилам провоза сверхнормативного багажа.

Перед отъездом с горы Михаил Александрович в сердцах сказал, что если мы привезём ему сюжет про их курорт, то скидки нам обеспечены. Мы поймали его на слове.

День пятый. Миссия невыполнима, или как мы искали шамана

Следующее место по плану для остановки — это посёлок Аршан. Там нас интересовали водопады, дацан, лечебные источники и шаманы.

Туристическая инфраструктура здесь очень развита, здесь есть практически всё, что только ни пожелаете. Гостиницы различного уровня, санатории, развлекательные комплексы и многое другое. Одним из сюжетов, которые нам хотелось снять, был сюжет про лечебные источники. Мы отправились в Тункинскую долину, недалеко от села Жемчуг. Этот источник местные называют Скважина Тункинская. Специально сделаны два бассейна на открытом воздухе. В одном бьёт источник с горячей водой, в другом — с ледяной, всё это на свежем воздухе, при температуре –35ºС. Вода хлоридно-гидрокарбонатная, натриевая. Экстрим небывалый. Опробовано на себе.

Следующий пункт по плану — водопады. Их всего двенадцать и находятся в посёлке Аршан. Дорога к водопадам очень опасна, особенно зимой. Надо всё время подниматься в гору, и чем дальше, тем уже становится дорога и тем отвесней становится склон. Водопад зимой — это вам не водопад летом. Даже сложно описать... Сверху водопад накрыт ледяным шаром-куполом, а внутри него бежит вода. В шаре есть небольшие проталины и туда можно засунуть руку, потрогать воду. Зрелище завораживающее. К своему стыду дошли мы только до первого и второго водопада, до остальных идти долго и дорога уж слишком крутая и опасная. Но те, кто дойдут, могут смело считать себя героями.

А самая интересная история произошла у нас с поиском шамана. Есть негласное правило: если уж приехал в Бурятию, то обязательно надо сходить к шаману. А верить в это или не верить — это твоё дело. Просто должен, и всё. Это как часть культуры бурятов. Сказали нам местные жители, что в посёлке Аршан есть шаман по фамилии Распутин. Зловещая фамилия, подумали мы, значит точно шаманить умеет. Купили для шамана всё как полагается: бутылку водки, 200 г конфет, 200 г риса, 200 г печенья. Спрашиваем, как проехать до Распутина, а нам и говорят, что он не настоящий, а коммерческий шаман и скажет неправду. Послали нас к другому шаману, зовут Данила, живет в деревне Харбята, недалеко от Аршана. Мы к нему поехали. На месте обнаружилось, что он уехал в Улан-Уде. Нас направили ещё к одному шаману, потом ещё к одному и, наконец, приехали мы к последнему шаману, но и тот оказался в Улан-Уде. На пятом шамане мы решили остановиться. Вывод таков: все шаманы в декабре непонятно почему, уезжают в Улан-Уде или Иркутск. А сомнительным показалось, что на такой, сравнительно небольшой, территории столько шаманов, и не факт, что шаман, к которому вы попадете, окажется настоящим. Так что не стоит знать свою судьбу, лучше всё-таки строить её самим.

На этом наше путешествие закончилось. Путешествуя по Байкалу, меньше всего думаешь о том, что сейчас под тобой 20 % мировых запасов чистейшей пресной воды... Осознание уникальности этого места приходить позже. Хочется закончить словами Владимира Высоцкого: «Изведать то, чего не ведал сроду, — глазами, ртом и кожей пить простор! Кто в океане видит только воду — тот на земле не замечает гор».

Как добраться до Иркутска:
Рейсы АК «Уральские авиалинии».
Екатеринбург — Иркутск

Вылет из Иркутска — в 21:35 — прилет в Екатеринбург — в 23:00
По средам:
Вылет из Иркутска — в 00:35 — прилет в Екатеринбург — в 01:40

Узнать дополнительную информацию и приобрести авиабилеты можно в авиакассах города, а также на сайте www.uralairlines.com

Служба поддержки пассажиров АК «Уральские авиалинии»: (343) 345–36–45, 8–800–2000–262
Телефон представительства «Уральских авиалиний» в Иркутске: (3952) 26–62–06, 20–31–47