18 июня пятница
СЕЙЧАС +17°С

Другие статьи автора

«Эта идея в 21 веке абсурдна»: екатеринбургский юрист — о том, кто такие иноагенты

Юлия Федотова объяснила, кого могут занести в этот список

Поделиться

Юлия Федотова рассказала о том, кто такие иноагенты

Юлия Федотова рассказала о том, кто такие иноагенты

Поделиться

Набивший оскомину термин «иностранный агент» звучит довольно зловеще. Вспоминаются советские фильмы про шпионов и предателей. Точно не ясно, кто это, но наверняка кто-то нехороший. Непонимание усиливается также отсутствием сколько бы то ни было ясной нормативной базы, регулирующей деятельность таких «агентов». Юрист Юлия Федотова помогла в этом разобраться.

1. Нормативные акты:

Федеральный закон «О некоммерческих организациях»;

Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;

Закон РФ «О средствах массовой информации»;

КоАП РФ, УК РФ.

2. Кто может стать иноагентом?

Основные признаки — иностранное финансирование + активная социально-политическая деятельность. Ими могут быть:

2.1) некоммерческие организации, которые получают деньги или имущество от иностранных источников, и участвуют, в том числе (но не только) в интересах этих источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Что за «иностранные источники»? Перечень обширен. От просто иностранных граждан до иностранных государств. Также «забугорным» источником финансирования будет считаться россиянин (физическое или юридическое лицо), если они сами при этом получают деньги от иностранцев и действуют в качестве посредников в их передаче НКО.

Политическая деятельность в законе понимается практически как любая общественно-полезная, приведен длинный перечень сфер (например, «деятельность в сфере социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов»). Формы такой деятельности многообразны — от митингов до «формирования общественно-политических взглядов и убеждений» и обсуждения законотворческой деятельности.

При этом формально в законе к политической деятельности не отнесена деятельность в области науки, культуры, здравоохранения, социальной сферы, защиты растительного и животного мира, благотворительности. Однако с учетом неограниченности понятия «политической деятельности» ничто не мешает признать иноагентом, например благотворительные фонды помощи бездомным животным, которые так или иначе предлагают соответствующие изменения в законодательстве в области защиты прав хвостатых, в случае поступления им пары гривен с Украины.

2.2) незарегистрированные общественные организации.

Иноагентами также могут быть общественные организации, не зарегистрированные в установленном порядке как юридические лица. Схема та же, что для НКО, просто информация о них будет содержаться в разных реестрах.

2.3) физические лица.

Тут два интересных момента. Физлицо может быть признано СМИ и может быть признано «просто иноагентом».

а) физическое лицо, распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц сведения, в том числе в интернете, может быть признано СМИ, выполняющим функции иноагента. Условия — получение денежных средств из-за рубежа или от посредников. Заниматься «политической деятельностью» не нужно.

Ну то есть достаточно просто вести соцсети и получить от друга по переписке из Британии, например, перевод на День рождения.

б) физическое лицо может быть «просто иноагентом».

Условия — политическая деятельность + получение помощи от иностранцев (как денежной, так и любой другой).

Про «политическую деятельность» — те же правила, что для НКО. То есть получается, что если я как юрист готовлю за деньги жалобу в ЕСПЧ в интересах иностранного гражданина против России, я могу быть иноагентом.

2.4) иностранные юридические лица.

Иноагентом может быть юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от организационно-правовой формы. Сюда же относятся иностранные СМИ и учрежденные ими российские юрлица.

Условия — это юрлицо распространяет информацию и получает зарубежное финансирование. Цели деятельности такого юрлица значения не имеют.

3. Что это значит?

Это значит, что те, кто подпадают под признаки иноагента (физические, юридические лица, НКО, общественные организации), обязаны добровольно сдаться в Минюст (именно он занимается всем регулированием в этой сфере), подав заявление о включении в соответствующий реестр, и обречь себя на огромное количество странной бумажной работы, отчетов и прочих малопонятных действий.

Физическое лицо, например, обязано указывать о наличии статуса при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации. Такой человек не может быть назначен на должности в государственных органах и органах местного самоуправления и обязан каждый свой пост в фейсбуке снабжать указанием на то, что информация распространена иноагентом.

НКО и общественные организации обязаны сдавать тонны отчетов и также везде указывать то, что являются иноагентами, на любых распространяемых материалах.

СМИ при упоминании иноагентов, распространении их материалов также обязаны указывать на принадлежность человека/НКО/юрлица к иноагентам.

4. Ответственность

Предусмотрена уголовная и административная.

В случае, если физическое лицо «не сдается» в Минюст, а Минюст каким-то образом узнает о переводе ему 5 гривен, человеку грозит административный штраф от 30 000 до 50 000 рублей. За неуказание на фейсбуке о своем статусе — от 10 000 до 30 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой. То есть вполне себе могут отобрать ваш смартфон, с которого вы постики пишете (ст. 19.7.5–4 КоАП РФ).

За распространение в СМИ информации об/от иноагентов без соответствующего указания также предусмотрен штраф — для граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; для должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей; для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей (подписанные президентом изменения, ч. 2.4 ст. 13.15 КоАП РФ).

За неуведомление о своей деятельности НКО также грозит штраф — от 300 000 до 500 000 рублей, за распространение информации без маркировки — от 300 000 до 500 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (ст. 19.34 КоАП).

Иностранное СМИ-иноагент также может быть подвергнуто штрафу от 500 000 рублей до 5 000 000 рублей в случае «грубых» нарушений.

В случае повторного совершения правонарушений в указанной сфере для физлиц-иноагентов и руководителей организаций предусмотрена уже уголовная ответственность по ст. 330.1 УК РФ. Физлицам грозит до 5 лет лишения свободы, остальным — до 2-х.

5. Резюме

Законодательство об иноагентах писал тот, кто очень сильно ненавидит человечество. Помимо разрозненности норм, нахождения их в разных актах, громоздкости, неудобоваримости, могу отметить также абсолютную абсурдность. Сама идея образования иноагентов абсурдна, поскольку в XXI веке, в транспарентном мире, в котором есть интернет, фактически направлена на запрет любого контакта, обмена опытом, информацией и помощью с иными странами.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

оцените материал

  • ЛАЙК18
  • СМЕХ7
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ10
  • ПЕЧАЛЬ4

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Екатеринбурге? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Loading...
Loading...