Реклама
СЕЙЧАС -3°С
Все новости
Все новости

«А что, мы здесь нужны?» Бывший екатеринбуржец — о планах правительства вернуть уехавших из России

Александр Предеин рассуждает о том, почему сотни тысяч покинули страну

Александр Предеин считает, что задача вернуть 500 тысяч человек очень амбициозна

Поделиться

Правительство планирует добровольно вернуть в Россию не менее 500 тысяч соотечественников в период с 2022 по 2030 год. Реализовывать эту задачу придется Министерству внутренних дел; на это дополнительно выделят бюджетные средства. Екатеринбуржец Александр Предеин уже несколько лет живет и работает в Вене. В своей колонке он рассуждает, насколько реально вернуть на Родину полмиллиона бывших россиян.

С любопытством прочел об инициативе российского правительства заняться возвращением на Родину покинувших ее россиян. Для того чтобы оценить шансы этой операции на успех, неплохо бы изучить причины миграции из России и состояние мыслей в головах уехавших. Поскольку я сам третий год как уехал из страны и всё это время довольно много общаюсь и наблюдаю за россиянами, живущими в европейских странах, у меня есть на этот счет определенное мнение.

Россия — чудесная страна


А Москва — лучший город на планете, убеждал меня мой итальянский знакомый Федерико за недавним ужином в Милане. Он искренне так считает, поскольку восемь лет провел в России, возглавляя филиал итальянской компании, практически не выезжая за пределы Садового кольца.

И с ним можно согласиться, в России, и особенно в Москве, созданы прекрасные условия для богатых людей. Шикарные, работающие круглые сутки рестораны и клубы, фитнес-центры и салоны красоты — всё на высшем уровне, сфера услуг — единственная, наверное, в которой Россия может казаться наравне или даже чуть выше своего давнего антагониста — США. Мнение иностранцев разделяют и многие россияне, по разным причинам покинувшие страну: в России много красивого, интересного и удобного.

Так почему же уезжают?


Кто-то ищет развития, кто-то — спокойствия. Можно легко понять врача или программиста, уезжающего в Германию, поскольку там за ту же работу платят в несколько раз больше при сопоставимых тратах на жизнь. Вопреки мифам, жизнь в европейских странах обходится примерно в ту же цену, что и в России, продукты питания стоят одинаково, услуги и бензин подороже, но одежда и путешествия неизменно дешевле.

Значимый плюс — это открытость европейских границ, я уже привык, что на выходные можно улететь из Вены в Рим или Париж, потратив на билеты 30–70 евро. Большинство россиян уезжают от нищеты, средняя российская зарплата в 500 евро в 3–5 раз меньше, чем в любой европейской стране, а размер средней пенсии отличается и вовсе на порядок. Горбатиться всю жизнь за копейки, а на старости выращивать в огороде овощи, чтобы просто не умереть с голоду? Та еще перспектива.

Тем немногим, кому удалось заработать в России деньги, ценна безопасность и рентабельность своих инвестиций. Про безопасность объяснять не буду, российская полиция функционирует по принципу «убьют, тогда и вызывайте», а вот на бизнес-мотивации остановлюсь чуть подробнее.

Увы, экспортно-сырьевая модель российской экономики убивает всякую инвестиционную активность, что обнуляет усилия большинства российских предпринимателей. Вот вложили вы миллион евро в бизнес, разместив его в рублевые активы, построив цех или открыв ресторан, а потом — оп, ваше правительство зачем-то нападает на соседнюю страну, активы обесцениваются ввиду обрушения курса национальной валюты и падения спроса, и вместо миллиона у вас в лучшем случае — триста тысяч.

Экспортерам сырья хорошо, получая выручку в твердой валюте и неся затраты в упавших рублях, да и бюджету тоже. А ваша карета, на которую потратили годы жизни, превращается в тыкву. Да, в рублях ваши инвестиции могут даже подрасти, многие москвичи покупают квартиры в расчете на ценовой рост. Но любой инвестор мира всегда считает в твердой валюте, в таком случае покупка московских квартир представляется совершенной глупостью, в отличие, скажем, от покупки тех же квартир в Париже или Вене, где их цена неизменно прирастает в евро.

Разумеется, есть случаи, когда россияне уезжают из страны ввиду политического преследования или, наоборот, ввиду семейных обстоятельств, заключив брак с иностранцем.

Личная история


Меня из России никто не гнал, мне удавалось зарабатывать деньги и вести достаточно комфортную жизнь, уехал же по совокупности обстоятельств. Важным было постоянное обесценивание активов, я инвестировал в недвижимость и понял, что тупо теряю деньги, после крымского кризиса, когда коммерческая недвижимость «провалилась» в валюте в три раза.

Бесила вечная российская необязательность и желание обмануть, владея компаниями в сфере В2В, приходилось часто выбивать заработанное с боем и юристами, тратя силы и время на арбитражные суды и ленивых приставов. Даже по госконтрактам платежи приходили с большим запозданием, приходилось дотировать государство из своего кармана или заемными деньгами, платя подрядчикам и сотрудникам, ведь невыплата зарплаты — это тюрьма.

Всегда раздражала банковская монополия и кредиты под 15 процентов и до бесконечности, это смотрится дико по сравнению с европейскими ставками в 1–2 процента. Убивают желание заниматься российские законы, и часто даже не сами законы, а частота их изменения и практика применения. У меня был случай, когда надо было в целях строительства поменять статус земли. Прочитал закон, принятый Думой и подписанный Путиным, там говорится: несите четыре бумажки и ждите месяц. А в министерстве мне говорят, семнадцать бумажек, намекая через посредников, что без денег такие вопросы не решаются. В итоге ждали год, потом с переменным успехом еще два года судились. В итоге, конечно, потеряли деньги и не создали работающую бизнес-единицу.

В другом случае такая бизнес-единица успешно функционировала, наша фирма поставляла рабочий персонал на промышленные предприятия. Но вот Госдума запрещает заемный труд, и фирму приходится закрывать, сотня рабочих на улице. Зачем это сделано, думают ли законодатели в момент нажатия кнопок о последствиях своих решений? Очевидно, нет, известная российская формула: «Бизнес ведете на свой страх и риск», только уж больно много этих страхов и рисков…

Еще важным фактором отъезда стали климат и экология, я устал от бесконечной российской зимы, переходящей в малоснежное лето, за редкими исключениями раз в пятилетку лето длилось по две-три недели, это вгоняло в лютую тоску, как и непрерывное вдыхание выхлопных газов и умывание водой бежево-желтого цвета.

Удручало состояние социальной сферы, невозможность получить квалифицированную медицинскую помощь ни за какие деньги. Здесь, в Австрии, врачи по обычной страховке нашли решение проблем, о которых российские коллеги не могли догадаться за десятки платных приемов. Я уже не слишком молод, и хотелось бы прожить подольше и с лучшим качеством.

Но решающим мотивом стало другое, однажды я осознал, что не могу объяснять своим детям происходящее в стране. Объяснять так, чтобы оставаться объективным и честным с ними и при этом им не навредить. Почему главная улица нашего города названа именем автора террора в отношении миллионов? Отчего Николай сменил прозвище «Кровавый» на «Святой»? Почему в Конституции написано одно, а по факту всё иначе? Объяснения есть, но в духе привитого нашему поколению двоемыслия, а мне было противным передавать это двоемыслие моим детям. Вдруг ребенок выскажет мнение в соцсетях, сейчас и за лайки сроки дают, не то что за высказывания.

Мы никому там не нужны


Это основной довод в споре «уезжать или оставаться». И это чистая правда. «Мы» никому «там» не нужны, за исключением высококвалифицированных специалистов и людей, готовых инвестировать приличные деньги. Для остальных эмиграция — это колоссальный стресс, потеря не только привычного круга, языка и среды общения, но и, в отличие от первых двух категорий, социального статуса.

Как писала Дина Рубина, «эмиграция — это кишки, выпущенные наружу», и это часто так. Большинство из российских женщин, вышедших замуж за иностранцев, недовольны своим положением, живут в браке, мучаясь, и разводятся при первой же возможности. Студенты из России и прочих «третьих стран» живут на птичьих правах, каждый год проходя унизительную процедуру получения нового вида на жительство, без гарантий остаться в стране по окончании обучения.

Но, отвечая на вопрос: кому мы там нужны, я задаю встречный: а что, мы здесь нужны? Состояние российского рынка труда таково, что, потеряв работу, найти что-то стоящее даже для специалиста высокой квалификации очень непросто.

Так будут ли «возвращенцы»?


Правительство ставит задачу вернуть 500 тысяч россиян, что составляет всего лишь пять процентов от десяти миллионов, живущих за рубежом. За время правления Путина в среднем в год уезжало порядка 100 тысяч россиян, «путинская» волна эмиграции выше, чем после революции 17-го года и открытия границ СССР на рубеже 90-х.

Вернуть четверть — амбициозная задача для Путина, во всяком случае можно попытаться вернуть женщин, живущих в несчастных браках с иностранцами, пенсионеров с условием сохранения их заграничных пенсий, российских выпускников иностранных ВУЗов через особую систему профессиональной мотивации. Думаю, «возвращенцы» будут, а командированные в зарубежье сотрудники МВД и МИД немного вдохнут чистого воздуха.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Другие статьи автора

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК84
  • СМЕХ10
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ7
  • ПЕЧАЛЬ11
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter