Многие из тех, кто оканчивал школу в середине восьмидесятых, поют песнь потерянного поколения. Как часто мы встречаем вроде: «Лучшие из моего ПОКОЛЕНИЯ уже мертвы: обожрались до кровавого поноса немытыми плодами свободы, сдохли от передозы, спутав божий дар с героином, порасшибали свои черепушки на крутых виражах истории. Оставшиеся попытались заделаться новыми русскими или сбежали на Запад».
Певец потерянного поколения все тот же: полуинтеллигент и пьяница, поэт и дебошир, любящий девочек и искусство. Девочки в него влюбляются, но не залеживаются; искусство же кокетливо не дается. Знаете, это уже набивает оскомину.
Один из первых хакеров Союза, получивший доступ в интернет через своего папочку-партийца, имеет ник Гаутама. Теперь он Глеб Борисович, коротающий журналистские будни на задворках цивилизации в компании безумных художников, продажных женщин и эстетствующих околобогемных интеллектуалов. И каким-то странным образом его судьба связана с мистическим персонажем средневековых легенд — Одноногим Монахом.
Одноногим Монахом, в настоящем времени и новом воплощении появляющимся под подпольно-политическим прозвищем Будда. Фантазия автора простилается ровно настолько, чтобы Одноногий Монах Будда как две капли походил на Булгаковского Воланда. В чем и есть наверняка задумка.
Автор, скорее всего, по неопытности, наворотил кучу сюжетных линий и столкновений, связав их фактом собственного потерянного существования. Но панорамного полотна не вышло. Для этого надо отойти от себя любимого, что в планы автора никак не входило. «Я не сочиняю книжки, я их проживаю». Привет от Стогоff’а.(Зато неплохо смотрятся модерновые штучки вроде использования фокуса кинокамеры, вставочек типа «Стресс-пауза», «Поп-стоп-модерн» и «Интернет-шоу». И еще за что огромный флаг в руки Токмакову — это за его героев. Что ни фраза, то афоризм. Бессмысленно здесь приводить таковые примеры — придется перепечатывать добрую половину книги. Отдельный респект автору, диалоги вкусны и тонки как восточная кухня. Привет Довлатову.)
Как мне кажется, Токмаков, просто не зная, куда еще загогулить своего героя, в конце концов отправляет его прямиком в психушку. Таким образом, все происходящее представляется не более (не менее?), чем бред сумасшедшего.
P.S. «Детдом для престарелых убийц», если верить автору, — питерская панк-команда, прославившаяся хитом «Dead Byddha!». Прославившаяся и на радостях канувшая в героиновую нирвану. И вот в песне той говорилось: «Иди всегда своей дорогой, малыш, и если тебе встретится на пути дядька, который назовет себя Будда, Христос или Магомет, — убей его! Своими нравоучениями он засерит тебе мозги и не даст увидеть мир таким, какой он есть. Убей Будду хотя бы для того, чтобы потом стать им, малыш!». Вот так. Будда рядом, Будда везде. Это можно рассматривать в качестве красной нити повествования. А можно и не рассматривать — на взгляд читателя.
Особенно рекомендую окончившим школу в середине восьмидесятых. Хотя бы для того, чтобы поспорить, было ли это поколение потерянным.