E1
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+7°

облачно, без осадков

ощущается как +3

3 м/c,

с-з.

732мм 35%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,63
EUR 98,85
Реклама
Культура обзор «"Луначарских битлов" просто пересажали за хулиганку». Как в Свердловске влюблялись и страдали из-за The Beatles

«"Луначарских битлов" просто пересажали за хулиганку». Как в Свердловске влюблялись и страдали из-за The Beatles

Публикуем отрывки из новой книги архивариуса Свердловского рок-клуба

The Beatles завоевали любовь людей по всему миру. Советский Союз (в том числе Свердловск) не стал исключением

Журналист и писатель Дмитрий Карасюк, известный в Екатеринбурге как архивариус Свердловского рок-клуба, презентовал новую книгу «Как мы любили "Битлз". История битломании в СССР». На этот раз он собрал огромное количество воспоминаний и неизвестных фактов о том, как в Советском Союзе впервые услышали о группе The Beatles, а потом безумно полюбили музыку ливерпульской четверки.

В Свердловске битлов полюбили настолько, что подпольно перезаписывали их пластинки, создали посвященный им журнал и долго пытались добиться установки памятника музыкантам. В книге столько всего интересного, что она просто обязательна к прочтению всем настоящим битломанам и вообще любителям музыки.

С разрешения Дмитрия Карасюка публикуем десять отрывков из его книги «Как мы любили "Битлз"», которые очень ярко показывают, как свердловчан захватила битломания и на что они были готовы ради этой группы.

Как начиналась любовь к The Beatles


В Свердловске продавцы пластинок в 1960‑х собирались у автовокзала, а потом, сменив несколько точек, обосновались в районе станции Шувакиш, название которой скоро узнали подпольные коммерсанты во всех уголках СССР. Ассортимент пластинок на шувакишской Туче был крайне обширным. «В конце 1960‑х на рынке битломанили все, — утверждал один из главных виниловых воротил Урала Виктор Зайцев. — "Битлз" были группой № 1. Позже вкусы у людей стали расширяться, кто-то пошел в сторону арт-рока, кто-то — хард-рока, но начинали все с "Битлз". Это самая легкая, доходчивая музыка. Все сначала влюблялись в них и только потом начинали познавать что-то другое».

Виктор Зайцев, вторая половина 1960‑х

Ситуацию на уральском рынке описывал Виктор Зайцев (продюсер и музыкальный издатель. — Прим. ред.): «Пластинки в закрытый Свердловск везли в первую очередь спортсмены, выезжавшие за границу на соревнования. Они знали, что «Битлз» — самый улетный товар, и везли их. Остальные группы они покупали под заказ, но битлы были железным ликвидом.

«В конце 1960‑х пластинки еще стоили недорого — 30–50 рублей. Цены резко подскочили примерно со времени "Deep Purple in Rock"»

Первые пластинки Deep Purple, Pink Floyd, Led Zeppelin резко подняли цены рублей до 70. У тех, кто торговал по-крупному, наладились связи с оптовыми поставщиками из Москвы, Ленинграда и даже из-за границы. Владимиру Галимову поставляла пластинки жена Евгения Евтушенко ирландка Джен Батлер. У меня одним из поставщиков был Юрий Антонов, который получал диски через супругу-югославку. Мы с ним познакомились в конце 1960‑х, когда он приезжал в Свердловск с «Поющими гитарами».

Как в Свердловске зарабатывали на битлах


Самым предприимчивым меломанам удавалось направить информационные потоки из-за границы в коммерческое русло. Это получилось у юного свердловчанина Виктора Зайцева: «"Битлз" я услышал в конце 1963 года из магнитофона на танцевальном вечере в школе. Сразу после этого у нас в шестом классе началась битломания. Появились фотографии каких-то волосатиков, которые все друг у дружки выменивали. Многие еще даже не слышали битлов, но слышали о них и знали, что такие фото надо иметь, иначе ты не человек».

<...>

В 1969 году в Свердловске открылся магазин «Союзпечать» по продаже иностранных изданий. Там работала моя знакомая. Как-то она сказала, что собирается увольняться: «Может, ты здесь поработаешь?». Мне как раз нужна была работа на полгода до армии. Она потащила меня к директору. Та усомнилась: «Какой-то он маленький».

«Зато умненький», — сказала знакомая. Директор решила меня проверить. Достала журнал: «Про что он?». Я подробно ответил. Достала газету. Я и про нее рассказал. «Откуда ты всё знаешь?». — «Да я битломан».

— Меня приняли. Первым делом я обзвонил всех друзей, и они хлынули ко мне в магазин. На прилавке у меня стоял дешевый советский проигрыватель, и там быстро образовался своеобразный клуб: люди приносили фирменные диски, и мы их там слушали. Именно тогда мне в руки попалась первая в моей жизни английская пластинка «With the Beatles». Журналы с самыми роскошными фотографиями я покупал сам копеек за 20, вез их по субботам на Чкаловский вещевой рынок и вдувал их там многочисленным желающим по два рубля, то есть еженедельно совершал преступление по статье «Спекуляция». Проработал я в этом магазине полгода, и прямо из-за прилавка меня забрали в армию.

Виктор Зайцев на свердловской Туче (Чкаловский рынок). В его руках — разворот альбома Pink Floyd. 1972 год

Как управление культуры покрывало фанатов

Виктор Зайцев в то время работал в Свердловском областном управлении культуры: «Из Москвы спускались списки запрещенных групп, которые в первую очередь предназначались для студий звукозаписи. Мы в сопровождении милиции часто проверяли студию на Луначарского, 130, тем более что от Управления культуры до нее всего квартал. Всё было легально, всё залитовано (проверено на предмет соответствия официальной идеологии. — Прим. ред.) нами же. А как же иначе — ведь о каждой проверке я заранее предупреждал Марика Гельфенбейна, директора студии.

Он жил в том же здании и всю «нелегальщину» держал и записывал у себя дома. Все, кто хотел иметь альбомы групп из черного списка, могли их получить в любое время, кроме дней проверки. Правда, стоили они немного дороже, чем записи Пугачевой или "Землян". Покупатели к наценке за риск относились с пониманием».

К счастью, в 1980‑х запретить альбомы «Битлз» уже не поднималась рука даже у самых ретивых управленцев от культуры. К тому же такие запреты всё равно были бы бессмысленны — музыка легко добиралась до слушателей в обход любых официальных препон.

Студия звукозаписи. Свердловск, ул. Луначарского, д. 130. Фото 1986 года

Как битломанов ловили и стригли


В Свердловске немногочисленные хипцы собирались на набережной городского пруда, где по вечерам слаженным хором пели битловские песни.

— Это было так красиво, что все рты открывали, — рассказывает Алексей Хоменко (музыкант группы Nautilus Pompilius, звукорежиссер. — Прим. ред). — Вид у нас был прогрессивный: клеши, волосы чуть длиннее допустимого. Милиция как-то насильно отвела меня в парикмахерскую для принудительной стрижки, сопровождаемой нравоучениями. Такой вот акт назидательного насилия получился.

— Те, кому больше нравилось не петь, а болтать, кучковались вокруг памятника Якову Свердлову, или попросту — «Яшки». Это были в основном студенты университета, расположенного рядом. Музыкальные хипцы шепотом пересказывали жуткие слухи, будто кто-то из «болтунов», немного перебрав спиртного, хотел отпилить «Яшке» металлический палец.

Как появлялись «уральские битлы»

Многие из них [групп, пытающихся подражать The Beatles] были просто «Битлами». В заводском районе Эльмаш гремели «Эльмашевские битлы». В окрестностях улицы Луначарского были известны «Луначарские битлы». А когда в 1968 году Свердловское телевидение в каком-то сборном конкурсе самодеятельности показало выступление четырех патлатых юнцов с электрогитарами из Серова, вся область заговорила о «Серовских битлах».

В Екатеринбурге до сих пор много последователей The Beatles. Они даже устраивают свои фестивали

Как сажали битломанов


В 1968‑м над самодеятельными группами стали сгущаться тучи. После событий в Чехословакии, спровоцированных, по мнению советского руководства, в том числе и рок‑музыкой, в СССР стали закручивать гайки. Московский бит-клуб закрыли. Перед концертами стали требовать от музыкантов списки исполняемых песен с подтверждением идеологической чистоты произведений. Например, московские «Красные дьяволята» вспоминали, как им приходилось предъявлять подстрочники «Back in the U.S.S.R.». Требовалось доказывать, что эта песня призывает к дружбе, а вовсе не про побег из СССР, как утверждал какой-то идиот. В Свердловске не тратили время на толкование спорных текстов.

Всех «Луначарских битлов» просто пересажали за хулиганку. Справедливости ради надо признать, что пай-зайчиками они не были, но наказание за обычные подростковые драки оказалось чересчур суровым…

Посадили их явно в назидание другим. Большинство соседских дворовых групп играли инструментал, а они пели, да еще по-английски. Хулиганья у них на районе хватало, но посадили почему-то именно «битлов». Видимо, за песни.

Как из кальсон шили фанатскую одежду


Владимир Матецкий (московский композитор. — Прим. ред.) и сам был записным франтом: <...> «Еще одним предметом одежды, на популярность которого повлияли "Битлз", была рубашка с пуговками на воротнике типа "button down collar shirt", или, как ее прозвали в то время, батник. Она являлась неким модным «обязаловом». Настоящий батник непременно должен был иметь две пуговки на воротнике, плюс сзади на воротнике еще одна пуговица. Спереди — планка, а сзади должна была быть такая шлевочка и вешалочка. Эти рубашки были как фирменными, привозными, так и сшитыми самостоятельно или на заказ. Понятное дело, что лучше было иметь фирменную».

Интересно, что для тех, кто сам шил батники, основной проблемой являлись пуговицы. Дело в том, что на импортных рубашках стояли пуговки с четырьмя дырочками, а в СССР были распространены двухдырые. Московских самострокарей спасал мастер Селиванов, живший в Сокольниках. Он придумал станочек, на котором за небольшую плату всем желающим просверливал в советских пуговицах по два дополнительных отверстия.

На Урале, по словам [дизайнера одежды] Ларисы Селяниной, пошли другим путем: «В Свердловске в основном продавались пуговицы с ушком. Но кто-то обнаружил, что на банальных кальсонах пришиты заветные четырехдырочковые застежки…» Сколько подштанников требовалось испортить для изготовления одного батника и где уральские модники брали такое количество нижнего белья, — история умалчивает…

Как отличались истинные фанаты


Самые упертые из поклонников, не удовлетворившись отпусканием битловского хаера, принялись посвящать кумирам и другие части собственного тела. В отличие от причесок, татуировки, вдохновленные группой «Битлз», не получили в СССР широкого распространения. Далеко не все решались наколоть себе на спине или на груди размашистое «The Beatles». Некоторые ограничивались лаконичным «ДПДР» (Джон, Пол, Джордж, Ринго), хотя Андрей Макаревич рассказывал о мужике, гордившемся наколкой во всю грудь «All you need is love».

У [писателя и драматурга] Евгения Касимова битловская портачка появилась во время службы в армии: «В 1972 году я попал в караульную роту. Между караулами делать было решительно нечего, и скоро началось повальное увлечение наколками. Кололи сами себе, кололи друг другу. Я решил набить на внутренней стороне запястья сначала просто "Beat", причем так, чтобы слово скрывалось под ремешком часов. Макая простую иголку в чернила, осуществил задуманное. Померил. Ремешки часов тогда носили широкие, и выяснилось, что еще три буквы легко влезут. Получилось "Beatles", а вот артикль под ремешок уже не влез».

Председатель Свердловского отделения союза писателей России Евгений Касимов порой с гордостью демонстрирует знакомым неизгладимый след своей давней и фанатичной любви к четырем ливерпульским музыкантам.

Татуировка Евгения Касимова

Как Козырев «разрушил» клуб любителей «Битлз»


Следующим торжественным мероприятием стал юбилей Джона Леннона. 9 октября собрались в небольшом зале ДК МЖК. Помещение позволило отцам-основателям пригласить на мероприятие друзей и знакомых. Сперва прозвучали доклады о детских годах именинника и его сольном творчестве, затем были исполнены несколько песен «Битлз» в русском переводе. Видеопрограмма этого вечера включала в себя не очень уместное «Rockshow» группы Wings и документальный фильм о ранних годах «Битлз». Главным украшением безалкогольного фуршета стал торт с надписью «Джону — на 45» и несерьезными розочками. На прощание все присутствовавшие расписались на шикарном коллаже из ленноновских фотографий. Михаил Козырев (будущий журналист, создатель «Нашего радио». — Прим. ред.) добавил к своему автографу чуть искаженную цитату: «Леннон и теперь живее всех живых». Гости разошлись, хозяева убрали аппаратуру, а коллаж забыли на столе.

День рождения Джона Леннона, Свердловск, 9 октября 1985 года

На следующее утро за этим столом заседал президиум какого-то собрания, и председательствовавшая инструктор райкома комсомола обнаружила у себя под носом явное издевательство над вождем мирового пролетариата. За такую идеологическую крамолу «Клуб любителей творчества "Битлз"» был лишен пристанища в ДК МЖК. День рождения Джорджа Харрисона в феврале 1986 года отмечали уже узким кругом в частном доме одного из битломанов. Меньше чем через месяц начал свою работу Свердловский рок-клуб, и актив клуба битловского во главе с Баксановым влился в его ряды. Битломанская активность в столице Урала замерла лет на пятнадцать…

Как пытались установить памятник


Екатеринбургские битломаны сделали всё, чтобы именно в их городе появился первый в России официальный памятник «Битлз». Еще в середине 1990‑х «Комсомольская правда» радостно рапортовала в излюбленном российскими журналистами жанре «новостей из будущего»: «В следующем году в Екатеринбурге будет поставлен памятник лидеру знаменитой ливерпульской четверки. Правда, пока нет ясности ни с финансированием, ни с тем, что будет собой представлять памятник. Зато известно, что откроется он 9 октября 1995 года, в день 55-летия Леннона, и стоять бронзовый Джон будет на месте, где собирались первые свердловские битломаны — в скверике рядом с памятником Ленину». Никакого скверика у памятника Ленину в Екатеринбурге не существует, поэтому неудивительно, что и скульптура там не появилась.

В 1997 году для реализации идеи памятника «Битлз» в Екатеринбурге была учреждена ассоциация «Поколение Yesterday». В меморандуме этой организации после множества пафосных слов о необходимости всеобщего мира на Земле говорилось: «Здесь, в Екатеринбурге, на границе двух континентов, мы — представители "Поколения Yesterday" — намерены поставить памятник талантливым ливерпульцам как символ слияния культур Запада и Востока, как символ единения народов планеты… Глобальная цель проекта — войти в новое тысячелетие без войн и насилия».

Глобальных целей «Поколению Yesterday» достичь не удалось. Памятник ассоциация тоже не поставила. Возможно, это объяснялось тем, что в ассоциации состояло лишь два человека — Леонид Баксанов и Владимир Попов. Они же были авторами меморандума…

Постановление об установке в Екатеринбурге памятника The Beatles в 2007 году подписал на тот момент глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. Сам монумент в итоге появился в 2009 году.

Первый эскиз памятнику «Битлз» в Екатеринбурге. Нарисован Вадимом Окладниковым 25 мая 2003 года
Михаил Телегин и Вадим Окладников в мастерской у отлитой фигуры Маккартни, 2008 год
Монтаж памятника «Битлз» в Екатеринбурге, май 2009 года
Недавно у памятника «Битлз» появились портреты музыкантов. Их нарисовал британский художник Джимми Си

Обратите также внимание на отрывки из книг Дмитрия Карасюка про «Агату Кристи», «Чайф» или «Наутилус Помпилиус».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления