Сейчас+19°C

пасмурно, без осадков

ощущается как +17

зап.

Развлечения мнение Дырка в полу или заросли крапивы: гид из Екатеринбурга — о том, какими туалетами Урал встречает иностранных туристов

Точнее, не встречает — порой их просто нет

Татьяна Мосунова — гид-экскурсовод и завотделом по связям с общественностью Свердловского областного краеведческого музея.

Придумываем новые маршруты, пиарим родной край, снимаем про Урал трогательные видеоролики и фоторепортажи — а перед туристами иногда просто стыдно. И дело даже не в разбитых дорогах или хамстве, с которым частенько приходится сталкиваться, но в такой малости, как туалет, в который хочет заскочить отсидевший несколько часов в автобусе иностранец. Ему, иностранцу, невдомёк, почему на трассе может не оказаться заветной будочки, а в музее или монастыре ему предложат «прицелиться» в дырку в полу.

О наболевшем у себя на странице в Facebook написала завотделом по связям с общественностью Свердловского областного краеведческого музея, гид-экскурсовод Татьяна Мосунова.

Мы публикуем её текст:

«Недавно в статье про уральский туризм, который не для неженок, я допустила сравнение его с шахтёром, который мозолистыми, заскорузлыми руками пытается застелить шёлковые простыни. Некоторых это сравнение немного зацепило. Ну вот с другой стороны, а как ещё это можно назвать. Для меня, как носителя польского языка, было большой радостью, что наконец-то одна из крупных туристических компаний запустила тур по России и он захватывает Екатеринбург.

Тур, конечно, стоит немало, специально посмотрела на сайте, на наши деньги примерно 150 тысяч, пока едут первые пробные группы, и в целом туристы очень довольны. Для них Екатеринбург — настоящее открытие. Для нас приём таких туристов — это определённый вызов. Они посещают нас сразу после Москвы и Казани с её чистотой и Волгой, но мы успешно конкурируем, исключая, конечно, некоторые моменты. Один из туристов даже сказал мне, что после моих рассказов он уже забыл всё, что слышал в Казани, и помнит только Екатеринбург. Это был комплимент, конечно.

«С лёгкой руки писательницы Иоанны Хмелевской я называю эту конструкцию «Стопы Сталина». Вместо привычного для цивилизованных стран унитаза там, на солидном возвышении, утопленная в пол, расположена некоторая фаянсовая конструкция, имитирующая всё ту же дыру, в которую следует целиться».

С польскими туристами мы выехали из гостиницы в 10:00, в планах было посещение двух памятных знаков на границе «Европа-Азия» и монастыря на Ганиной Яме. По дороге решили посмотреть надгробия на могилах авторитетов на Широкореченском кладбище. Вдоволь нафотографировавшись на границе на 15-м километре Московского тракта, мы поехали на границу под Первоуральском и подувязли в пробке, так как на трассе идут строительные работы. К границе мы подобрались ближе к 12, и некоторым из наших туристов уже настоятельно требовалось посетить уголок задумчивости. Увы, заветных переносных будок на границе не оказалось. Идти в лес, ближе к земле, не решились не только из эстетических соображений (они тоже были не на последнем месте), но и из-за боязни клещей. Правда, наш водитель показывал, что в кустах есть некое бетонное строение, с дырой в полу, но опасность того, что чистили его пару месяцев назад, была очень велика. Потому туристы решили терпеть до монастыря.

Когда мы туда подъехали, я с лёгкостью махнула рукой в направлении приличного каменного строения с буквами «м» и «ж», упомянув, что рядом есть и заведение попроще, и пошла оплатить экскурсию. Через минуту ко мне подошли зелёные от сдерживаемых эмоций туристы и сказали, что красивый туалет закрыт, хотя в окно они видели, как хорошо всё там устроено, а в экологический туалет с парами хлора они не пойдут ни за что на свете. Ну, так поступили далеко не все. Большинство наших западных соседей прошли хорошую школу дружбы с СССР и быстро сориентировались, что лесок вокруг химически активного туалета даже с клещами не так и плох.

С теми, кто не смог себя преодолеть и не готов был приобщаться к экологичному тренду единения с природой, мы понеслись в туалет, который расположен в противоположной части монастыря в 300–400 метрах от входа. Запах там тоже был пронзительный, но более всего в этом заведении меня поражала его конструкция. С лёгкой руки писательницы Иоанны Хмелевской я называю её «Стопы Сталина».

Вместо привычного для цивилизованных стран унитаза там, на солидном возвышении, утопленная в пол, расположена некоторая фаянсовая конструкция, имитирующая всё ту же дыру, в которую следует целиться. В целом все, конечно, справились, не возить же с собой, хотя группа москвичей, которую я однажды сопровождала, категорически отказалась от подобной экзотики. За исключением этого происшествия, с поляками всё прошло нормально, хотя всё равно мне им было трудно объяснить, почему в городе-миллионнике, в самом посещаемом паломническом объекте, накануне прихода большого числа паломников был закрыт новый цивилизованный туалет и не имелось никакой альтернативы примитивным, пахнущим натрием и хлором будкам? Очень не хотелось, чтобы люди подумали, что это критика монастыря. Нет, в монастыре сотрудники, принимающие паломников, доброжелательны, но они не видят проблемы в допотопных по сути строениях. Просто туалеты — это ахиллесова пята уральского туризма.

Ещё один туалет, который повстречался Татьяне с туристами на просторах нашей области.

У каждого экскурсовода есть своя история, как он героически решал вопрос по удовлетворению насущных нужд на самых разных трассах. Мне вспомнилось, как по дороге в Верхотурье нам пришлось вытаскивать из оврага народную артистку России, которой срочно приспичило, в придорожное кафе нас не пустили, несмотря на её всесоюзную известность, посоветовав идти через крапиву в уличный сортир. Крапива была в человеческий рост, потому страдалица расположилась на пленэре. Однако, когда дама привела себя в порядок, оказалось, что пока её гнала нужда, она легко преодолевала препятствия, а вот обратно, чтобы вылезти на дорогу к автобусу, понадобилась помощь двух мужчин.

А это туалет на ж/д вокзале Екатеринбурга. Вход — 25 рублей, но с билетом на поезд должны пускать бесплатно. Снаружи он выглядит неплохо, но вот внутри...
«Такого ужаса в третьей, как мы себя тешим, столице… я давненько не видел», — написал на форуме Е1.RU Сергей.
Если кто-то думает, что на вокзалах туалеты чистыми быть не могут, вот фото уборной на станции города Сигулда в Латвии.

Подобных историй гиды могут привести десятки, меняться будут только направления: Сысерть, Реж, Алапаевск, Полевской и т. д. Под воздействием эмоций после отправки польской группы я вывесила этот пост на стене в фейсбуке. Удивительно, но некоторые из моих коллег всерьёз обиделись на иностранцев, что они не восприняли ситуацию как должное. Почему-то деревянная будка с дырой в полу вызвала едва ли не прилив национальных чувств. К слову сказать, иностранные туристы практически никогда не качают права и воспринимают всё с долей философской отрешённости, но ведь это не избавляет нас, гидов, от чувства стыда. А вот русские мамаши готовы оторвать голову, если их дети не получают всё по высшему разряду. А как объяснить им, что в единственный тёплый туалет на трассе Екатеринбург — Алапаевск пускают только после покупки в кафе каких-нибудь продуктов.

Звучит классическая фраза: «В турфирме нам обещали тёплый туалет!». Мы, гиды, в наших рассказах филигранно строим образ нашего города, в который большинство приезжих без памяти влюбляется, но вот посреди этого воодушевлённого повествования появляется призрак дурно пахнущего отхожего места — и очарование рассеивается».

Мы попросили прокомментировать ситуацию с туалетами (точнее, с их отсутствием) тех, кто, как нам показалось, в них прежде всего заинтересован, — Центр развития туризма Свердловской области. Но там сказали, что вопросом туалетов занимается Министерство инвестиций и развития Свердловской области, а представитель этого ведомства уточнил, что туалет туалету — рознь: сортирами на трассе должны заниматься владельцы трасс, а туалетами в туристических объектах — местные власти. И единого «министерства туалетов» в области, к сожалению, нет. Однако пообещали внимательно изучить пост Татьяны Мосуновой и дать разъяснения по каждой ситуации.

Фото: форумчанин ЧАТланин, предоставлено Татьяной Мосуновой

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции