21 апреля среда
СЕЙЧАС +3°С

«Яндекс.Такси» поглотил «Везёт». Как изменятся цены на поездки и доходы водителей в Екатеринбурге

Мы обсудили эту сделку с владельцами автопарков

Поделиться

«Яндекс.Такси» со второй попытки купил «Везёт» 

«Яндекс.Такси» со второй попытки купил «Везёт» 

Поделиться

«Яндекс.Такси» купил часть активов «Везёт»

Со второй попытки «Яндекс. Такси» удалось купить компанию «Везёт». На этот раз речь идет лишь о приобретении кол-центра и бизнеса по заказу грузоперевозок группы компаний «Везёт». Сумма сделки — 178 миллионов долларов.

Конкретики в официальных комментариях пока довольно мало.

— Сделка позволит «Яндекс.Такси» улучшить клиентский сервис и ускорить развитие логистической платформы, в частности, предложить экспресс-доставку посылок и грузов жителям регионов. Пользователи «Везёт» смогут вызывать такси по телефону, как они привыкли, или в приложении «Яндекс Go». Водителям будет предложено подключиться к платформе «Яндекс.Про», — говорится в сообщении «Яндекс.Такси».

Сделку завершат во втором квартале 2021 года, добавили в компании. Оплату также разделят на этапы: часть средств выплатят сразу, остальное — по результатам интеграции.

«Яндекс.Такси» развивает бизнес в нескольких направлениях: онлайн-заказ такси, каршеринг, фудтех и логистика. Компания управляет супераппом под брендом «Яндекс Go» (ранее — сервис «Яндекс.Такси»), а также сервисами «Яндекc.Драйв», Uber Russia, Yango, «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», Ultima и логистическими вертикалями по экспресс-доставке продуктов, отправке посылок и перевозке грузов.

Разговоры об объединении «Яндекс.Такси» и «Везёт» (а по сути, поглощении «Везёт») ходили еще пару лет назад. Летом 2019 года анонсировалось соглашение между двумя компаниями, по которому «Яндекс» должен был получить 56,2%. В разное время «Яндекс» то подавал, то отзывал ходатайства в ФАС о покупке всех активов компании «Везёт». В прошлом году «Яндекс.Такси» планировал приобрести все торговые знаки, принадлежащие «Везёт»: Fasten, «Лидер», RedTaxi и так далее.

В Федеральной антимонопольной службе посчитали, что в этом случае совокупная доля агрегаторов увеличится до 70% по России, а в 19 регионах превысит 80%. Сделка могла привести к ухудшению конкуренции на рынке и сужению возможности выбора водителей такси и пассажиров, сделали вывод представители ФАС и отказались удовлетворить ходатайство «Яндекса».

— В отличие от соглашения, анонсированного в июле 2019 года, новая сделка подразумевает приобретение лишь части активов «Везёт», действует в ограниченном количестве регионов и не распространяется на программное обеспечение, — уточнили в «Яндекс.Такси».

Группа компаний «Везёт» сформирована в мае 2017 года в результате объединения ведущих агрегаторов такси — «Сатурн» и «Рутакси», у каждого из которых 15-летний опыт построения бизнеса в России. Сервисы компании доступны более чем в 100 городах России.

В пресс-службе группы компаний «Везёт» сообщили, что не комментируют сделку, и попросили все вопросы адресовать представителям «Яндекс.Такси».

«Яндекс» будет работать с «Везёт» по той же схеме, что и с Uber 

«Яндекс» будет работать с «Везёт» по той же схеме, что и с Uber 

Поделиться

По данным аналитического центра при Правительстве России, рынок такси в нашей стране растет на 14,2% в год. Эксперты оценивают его в 600–700 миллиардов рублей.

— От направления такси и доставки сейчас ожидают возникновения компаний с капитализацией в миллиарды долларов. Так, 9 декабря на NYSE провела IPO компания DoorDash, Inc. — лидер доставки еды в США. Ее оценивают в 61 миллиард долларов — это 27 ее годовых продаж, а прогнозируемый мультипликатор к выручке P/E (отношение цены акции к прибыли на акцию) превосходит тысячу. Почему компания стоит так дорого? Это связано с тем, что ее доля рынка доставки еды в США превосходит 50%, причем ей удалось отобрать ее у предыдущего лидера GrubHub и не отдать Uber Eats, то есть подразделению Uber. Инвесторы верят, что со столь большой долей рынка компания найдет бизнес-модель, которая сделает ее устойчиво прибыльной, — привел пример аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын.

Та же логика действует и в России, и в бизнесе агрегации предложений такси. Чтобы «Яндекс.Такси» продолжали оценивать дорого (а звучавшие в прошлом году оценки составляли до 8,5 миллиарда долларов), компания должна доминировать хотя бы на отечественном рынке.

— Региональные ограничения не мешают компаниям стать дорогими, но нужны очень большая доля рынка и перспективы выхода на другие рынки в своем регионе. Это «Яндекс.Такси» и делает: задача компании — удерживать хотя бы половину рынка пассажирских перевозок и демонстрировать способность расти «вширь». Например, в грузоперевозки, — объяснил Леонид Делицын. — Очевидно, что ресурсы владельцев «Везёт», чей бизнес по заказу грузоперевозок и кол-центры оценены в 178 миллионов долларов, — это легкая весовая категория в сравнении с «Яндексом», капитализация которого превышает 22 миллиарда долларов.

Поэтому консолидация рынка и значительный отрыв одного игрока, скорее всего, неизбежны, добавил эксперт. Собственно, в этом, по словам Леонида Делицына, и состояла модель конкуренции Майкла Портера — крупнейший игрок рынка оказывает стандартные услуги и зарабатывает на экономии масштаба, а менее крупные игроки оказывают специализированные услуги и обслуживают небольшие ниши, ради которых лидеру стараться невыгодно. Другие сценарии неустойчивы.

«Ситимобил» — единственный конкурент «Яндекса» в сегментах эконом и комфорт 

«Ситимобил» — единственный конкурент «Яндекса» в сегментах эконом и комфорт 

Поделиться

Екатеринбургские игроки — владельцы таксопарков — признались, что пока плохо понимают, как эта сделка скажется на рынке. По мнению Сергея Антипина, владельца компаний «Автоград» и «Такси де люкс», в течение последнего года «Везёт» постепенно терял рынок.

— Фактически для таксопарков, водителей и пассажиров ничего не изменится. «Яндекс» уже много лет поглощает конкурентов. Если они откажутся от приложения «Везёт», то часть клиентов потеряют. Но по большому счету эта сделка существенного влияния на рынок не окажет, — считает Сергей Антипин.

Проиграть от объединения могут водители, которые делали ставку на «Везёт».

— Там комиссия составляет 10 или 15%. В «Яндексе» же она выше — 17%. Плюс 3% берет «подключашка», — отметил владелец еще одного таксопарка. — Если они решат унифицировать, то водители окажутся в минусе. Бренд же «Везёт» они сохранят. Точно так было и в случае с поглощением Uber.

— Остается всё меньше альтернатив. Думаю, что доля «Яндекса» уже больше 50%. Из крупных конкурентов в классах эконом и комфорт у них остался только «Ситимобил». К чему это приведет, вообще непонятно. При этом цены могут вырасти, но могут и опуститься. Могут делать что угодно, — резюмировал еще один владелец таксопарка.

«Яндекс» зашел на екатеринбургский рынок в 2015 году. Уже тогда эксперты говорили, что агрегатор постепенно выдавит диспетчерские службы. Так и случилось. Летом 2017 года Uber и «Яндекс» объединились. При этом оба приложения работают, но теперь на одной платформе, а потому заказы получают водители обоих сервисов.

оцените материал

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ24
  • ПЕЧАЛЬ2

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Loading...
Loading...