Фанаты ВАЗ-2101, легендарной "копейки", собрались в воскресенье в ЦПКиО, чтобы отметить 45-летие первой модели АвтоВАЗа.
Первая машина этого семейства сошла с конвейера 19 апреля 1970 года. За это время она прошла путь от предела мечтаний советского гражданина до первой машины новичка и теперь желанного раритета. 45-летие модели отмечали по всей России, но особенно на родине "копейки" – в Тольятти, где 45-летие автомобиля отмечали, как юбилей родного человека – гуляли всем городом.
В Екатеринбурге 19 апреля двадцать автомобилей семейства "копейки" (а в него входят автомобили ВАЗ-2101, универсал ВАЗ-2102 и авто класса люкс – ВАЗ-2103) добрались своим ходом до ЦПКиО имени Маяковского, чтобы продемонстрировать себя во всей красе.
Сверкающие кузова, блестящие на солнце диски и тот самый узнаваемый прямиком из глубокого детства запах в салоне автомобиля – фестиваль ВАЗ-2101 привлёк как много участников, так и множество зрителей, для которых "копейка" что-то да значит, как правило – в их семейной истории.
– Автомобиль, выпущенный в 1974 году, в том же году был приобретён моим дедушкой у спекулянтов за 6 тысяч рублей, – рассказал о своей ярко-зелёной (кстати, в заводской краске) "копейке" Рустам Трушкин. – Как и у всех старинных автомобилей, у моей "копейки", без сомнения, есть душа. Машина выезжает только на выставки, а хранится в тёплом гараже – я натираю её воском и забочусь о ней, черню резину, слежу за салоном.
Однако на выставке в парке была представлена и другая сторона жизни ВАЗ-2101 – повседневная эксплуатация.
– Машина была приобретена мной не так давно, этой мой первый автомобиль, используется для ежедневной езды, – рассказал E1.RU владелец жёлтой заниженной "копейки" Александр Минеев. – Изменения внесены небольшие – сделано "правильное" занижение – спилены отбойники и пружины и переработан салон – был карпетовый, я сделал оригинальный "копеевский".
Всего за время производства с 1970 по 1988 год Волжский завод выпустил 4,85 миллиона модификаций седана – это не говоря об универсалах. К сожалению, без несущественных, хотя бы, изменений до солидного возраста дожили не все – многие представленные на фестивале автомобили имеют доработки иного рода, нежели изменения подвески: другие двигатели, переработанная подвеска, разные полезные опции, которых в те времена быть тогда ещё не могло.
Семён Семёнов на выставку приехал на ВАЗ-2102. Кузов тёмно-зелёного цвета в отличном состоянии, в салоне – перфорированная кожа, электрические стеклоподъёмники, в рычаге селектора коробки передач – та самая "розочка". Под капотом – двигатель, переживший капитальный ремонт и форсирование до 100 лошадиных сил.
– Машину приобрели в 2011 году, на мой четырнадцатый день рождения. Потом была доработка, реставрация – можно называть как угодно, – рассказал Семён. – С тех пор, как я получил права, автомобиль используется мной ежедневно. Доработан в гараже, за городом, моими руками и руками моего отца. За 3 года единственное нарекание – износился родной двигатель, кончился ресурс. Был капитальный ремонт двигателя, и больше никаких проблем.
– Ещё был случай, когда у меня "обсох" бак (закончился бензин). Прямо посередине моста, – вспомнил Семён Семёнов. – Тогда я в очередной раз убедился, что мир не без добрых людей – отбуксировал меня мужчина, лет 50, на "Мерседесе".
Особняком среди выставленных на всеобщее обозрение автомобилей стояла белая, в идеальном состоянии, "копейка" – прямо напротив входа в парк. Её владельца рядом не обнаружилось, зато нахлынули воспоминания из детства о точно такой же белой "копейке" моего покойного деда.
"Единица", как её тогда называли – отличный автомобиль. Я угонял её у отца, мы с друзьями катались по полям тогда ещё советского Казахстана. А однажды мы решили поесть бараньего шашлыка, и поймали на поле двух баранов – одного запихали в багажник, другого везли прямо в салоне. Отцу я ничего не рассказал, а он потом говорил, что ему кажется, в салоне бараном пахнет", – такую историю о 2101 я слышал от своего отца.
Автомобиль с семейной историей был продан много лет назад за небольшие деньги, к сожалению, он так и не стал семейной реликвией. Но, глядя на блестящие кузова собравшихся в ЦПКиО машин, – "копейка" и её производные в умелых и заботливых руках проедут по дорогам ещё не в один свой юбилей.
ФОТОГАЛЕРЕЯ: Фестиваль ВАЗ-2101 в ЦПКиО