E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, дождь

ощущается как 0

2 м/c,

вос.

725мм 92%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Авто В музее УГМК появился первый серийный советский лимузин

В музее УГМК появился первый серийный советский лимузин

Часто этот автомобиль использовали как такси. 

Советское высшее руководство так и не пересело на этот автомобиль.

В коллекции Музея автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме появился новый экспонат – первый советский серийный легковой автомобиль высшего класса ЗИС-101. Как отмечают в музее, хорошо отреставрированных экземпляров этой машины буквально единицы.

"Первой попыткой создания представительского автомобиля в СССР считается Л-1, разработанный на заводе "Красный Путиловец" в Ленинграде в 1933 году на базе Buick 32–90 (также представлен в коллекции Музея автомобильной техники УГМК), затем вся документация была передана в Москву, заводу имени Сталина, где машина была модернизирована. В итоге ЗИС-101 получил новый кузов с закругленными формами, выдержанный в духе модного тогда стиля "стримлайн". Чертежи кузова, а также штамповая оснастка для его производства были заказаны кузовному ателье Budd в США. Прессы для листовой штамповки были изготовлены там же", – пояснили в музее УГМК.

В апреле 1936 года первые два предсерийных автомобиля были представлены руководству СССР в Кремле. Ответственность была столь высока, что всё решили испытать заранее. В марте при отвратительной погоде шасси, ещё без кузова, испытывал лично директор завода Иван Лихачёв. Он проехал до Подольска и обратно – поездка была в 70 километров.

При осмотре автомобиля Сталин сделал замечание по поводу отдельных деталей автомобиля, и уже 1 мая состоялся второй показ машин с исправлениями, а в июне – испытательный пробег по маршруту Москва – Ленинград – Киев – Москва длиной 2 830 километров. С того времени решили, что автомобиль готов к серийному производству.

"ЗИС-101 – это по-настоящему уникальная и знаковая машина для отечественного автомобилестроения. Об этом экспонате можно рассказывать часами, начиная от истории его создания, интерьера и заканчивая особенностями эксплуатации. Например, для эффективной работы тормозов почти трёхтонной машины их механический привод был дополнен вакуумным усилителем. При этом конструкция обладала любопытным недостатком: левые колёса "схватывали" сильнее правых. При резком торможении водитель должен был учитывать эту особенность, чтобы машину не заносило", – рассказал директор музея автомобильной техники УГМК Станислав Чуркин.

Большая часть машин окрашивалась в строгий чёрный цвет. Однако существовали и другие варианты окраски: синий, белый, кремовый, серый, вишневый, зелёный. Как минимум одна машина была выкрашена в цвет, который сейчас бы назвали серебристо-голубым металликом: для этого в голубую эмаль добавляли алюминиевую пудру. Для того времени такая окраска была действительно уникальной.

Салон автомобиля соответствовал его статусу. Как и положено автомобилям такого класса, он оснащался перегородкой между передним рядом сидений и пассажирским салоном, дополнительным рядом складных сидений, подставкой для ног, автономным освещением, поручнями на перегородке салона, ручками у задней стойки кузова, рулонными шторками на окнах.

Также есть модификация ЗИС-101Л. В этом автомобиле есть внутренний телефон для связи с водителем. В обивке пассажирского салона использовалось дорогое сукно, а передний ряд сидений и панели передних дверей обивались чёрной или коричневой кожей. ЗИС-101 стал первым советским легковым автомобилем с радиоприёмником, антенна которого устанавливалась на крыше машины. С началом Великой Отечественной войны в большинстве машин радиоприемники были демонтированы, поскольку любые средства связи рассматривались как потенциальный инструмент шпионажа.

1-й автомобильный завод им. И.В. Сталина, как и любое другое предприятие СССР, никогда раньше не производил серийно таких сложных автомобилей.

Кузов машины имел деревянный каркас из сотен деталей, в котором использовались дуб, лиственница, сосна, ясень, бук, берёза. Спроектировавшая его компания Budd руководствовалась стандартами того времени при производстве автомобилей высшего класса – они обычно собирались вручную с тщательной подгонкой каждой детали. Но ЗИС-101 должен был собираться на конвейере, демонстрируя достижения советского автомобилестроения.

"Наладить сборку настолько сложной машины было чрезвычайно непростой задачей. В 1936 году было собрано лишь 11 автомобилей по обходной технологии, а первый ЗИС-101 конвейерной сборки был собран 18 января 1937 года. Сам конвейер был создан с нуля. Его длина составляла 210 метров, что теоретически позволяло собирать одновременно 30–35 автомобилей. На практике удалось достигнуть цифры в 18 машин за день, но и её, учитывая сложность машины и отсутствие подобного опыта у людей, её собиравших, можно считать внушительной", – пояснили в музее УГМК.

Высокий процент брака отсеивался ещё на заводе, однако и уже собранные машины вызывали нарекания водителей. Во многом поэтому высшее руководство СССР не пересело на советский лимузин. Гараж особого назначения посчитал его технические характеристики "недостаточными". Первые отечественные автомобили высшего класса поставлялись в гаражи наркоматов, обкомов партии, посольства. Использовался ЗИС-101 и в качестве такси. С 1936 по 1941 год было выпущено 8 752 автомобиля всех модификаций.

Виртуальную экскурсию можно посмотреть здесь.

Фото: Музей автомобильной техники УГМК
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления