Вчера на ЕКАД автомобилист сбил насмерть лосиху, у неё остались три лосёнка. Представьте себя на месте водителя: гоните вы по трассе, и вдруг на дорогу выбегают дети, или лось, или лихач вдруг выехал на встречку и несётся прямо в вас. У вас доля секунды, чтобы среагировать. Любая ошибка, любое промедление может окончиться смертью – вашей или другого участника ДТП. Жутко, правда?
Студенты Лесотехнического университета предложили выход – проводить тесты для водителей, чтобы измерять скорость их реакции при виде опасности. Водителю показывают видеоролики и, если он видит угрозу на дороге, он должен нажать всего одну кнопку – пробел.
– Мы, бывает, приходим в автошколу, показываем видео с регистратора, где есть опасные ситуации. Мы их называем – "за секунду до столкновения". И уже нам говорят – "зачем вы эти ужасы нам показываете?". И тут вопрос, если это для вас ужасы уже сейчас, где ничего не произошло, нет крови, страха, и вы на этом этапе не готовы, то как вы будете себя вести в реальной жизни? – объясняет начальник отделения пропаганды ГИБДД Свердловской области Татьяна Бердникова. – Новый проект мы планируем запустить к зиме. Я считаю, что это может быть интересно каждому водителю – научиться предвидеть опасность и вовремя среагировать в игре – и потом не допускать ошибок в реальной жизни.
Пока новую систему испытывают на добровольцах в ГИБДД. Водителям предлагали посмотреть 12 видеозаписей, в каждой по одному нарушению, будь то внезапно оказавшийся на дороге ребенок, наездник на лошади или резко выскочившая из-за угла ГАЗель.
Сегодняшнее испытание показало, что скорость реакции не зависит от возраста или стажа вождения. Например, у ребёнка получилось пройти в два раза лучше, чем у сотрудника ГИБДД с 10-летним стажем и профессионального водителя, который крутит баранку вот уже 30 лет. Давайте вместе посмотрим, как проходил тест-драйв новой программы.
Кстати, мы заметили, что чем больше стаж вождения, тем медленнее реагирует водитель. В ГИБДД объяснили это тем, что опытные автомобилисты могут просчитать, сколько времени им нужно для того, чтобы затормозить перед опасностью на дороге, а начинающие действуют сразу же.
– Мы поэтому и хотим ввести этот тест в автошколы. Водитель с большим стажем уже может прогнозировать, когда перед опасностью ему надо снизить скорость, – сказала начальник отделения пропаганды ГИБДД Свердловской области Татьяна Бердникова. – Естественно, он ведёт себя даже по-другому, потому что он уже просчитал, начинающий водитель сразу начинает тормозить, а опытный считает, что успевает. Если отработать в симуляторе, в жизни уже картинка эта будет перед глазами, и таких ошибок вы не совершите.
В перерывах между тестами создатель новой программы для водителей и по совместительству студент магистратуры УГЛТУ Роман Чекотин рассказал E1.RU о том, откуда взялась идея проекта, сколько времени ушло на разработку и о планах на будущее.
– Мы хотим усовершенствовать похожую программу, которая уже есть в Европе, и ввести у нас. Нужно адаптировать видео под российские климатические условия – добавить туман, снег, дождь, и добавить уровни сложности. Над этим проектом я работал год, собрал видео на YouTube с видеорегистраторов, где есть какая-то опасность, – рассказал Роман. – Во время теста нам нужно установить, есть ли реальная связь между результатами теста и манерой вождения водителя в реальности. Если есть, то программу нужно вводить. А ещё, если эта методика зайдёт, то мы хотим её перевести в симулятор и в дополненную реальность.
Молодой человек признался, что у него самого ни разу не получилось пройти игру на 100%. Лучший результат – 98%, а так всё время есть какие-то мелкие недочёты. У сегодняшних тестировщиков результаты совсем далеки от идеала.