Уже несколько лет подряд в конце года E1.RU общается с собственником сети супермаркетов «Кировский» Игорем Ковпаком. Это своего рода новогодняя традиция. Именно с этого началась наша беседа, в которой, как всегда, было много эмоций и ярких заявлений.
— У вас есть какая-то новогодняя традиция?
— Да, конечно. Все дети — четыре сына — должны встречать Новый год со мной в родительском доме. Мы идем сначала в баню, затем ужинаем. Потом они могут разъезжаться куда хотят.
— Как прошел нынешний год для «Кировского»?
— Я думаю, что мы в этом году остановимся на обороте в районе 20 миллиардов рублей, потеряв два-три процента к 2018 году.
— Не получается остановить сокращение?
— Пока нет. Есть объективные экономические причины для этого. Но мы уверены, что жизнь наладится.
— Сколько магазинов открыли или закрыли в этом году?
— Не закрыли ни одного. Открыли «тысячник» в Краснолесье.
— Одной из главных тем этой осени стало изменение ставки налога на недвижимость. Вы тоже были одним из противников. Почему?
— Мы все магазины строили или покупали в собственность, инвестировали, так как верили в развитие экономики. Сейчас их стоимость упала.
У нас два бизнеса — ретейл и сдача в аренду. У нас 300 тысяч квадратных метров площадей под производство продуктов питания, торговлю и сдачу в аренду. И сейчас получается, ты годами вкладывал в недвижимость в родной области, а с 1 января 2020 года мы все, местные инвесторы, получили новую кадастровую стоимость.
И она стала во многих случаях несправедливой и необъективной. Есть случаи, когда магазин на окраине в старом здании с подвалом оценили в 55–60 тысяч рублей за квадратный метр. Но ты его и за половину этой цены не продашь! Устанешь это делать! Но налог будешь платить с этой нечестной стоимости. Придется оспаривать оценку. Это комиссии, суды, работа юристов. С ума сойти.
Мы в свое время построили объекты на севере области, где арендные ставки совсем небольшие. Можно плакать или смеяться, но в некоторых случаях нам выгоднее подогнать трактор и снести объект, чем платить налоги.
— Вам наши комментаторы напишут, что все бизнесмены хорошо зарабатывают, вот пусть и платят большие налоги.
— Тут речь же не обо мне лично идет. Мы все должны и, естественно, платим налоги. Сейчас как получается: ты инвестировал в свое время, не стал выводить деньги в условную Швейцарию, а строил недвижимость в родной области. Не на диване писал комментарии, а инвестировал, развивал, создавал рабочие места.
Сегодня, к сожалению, у всех местных ребят, в том числе, кто владеет и небольшими площадями (50–100–200 метров), доходы падают, а налоги будут расти. Есть случаи, когда налоги больше, чем доходы с объекта. Я понимаю, что их надо собирать. Но, может быть, стоит внимательнее посмотреть, кто сколько платит?
— На сколько вырастут у вас платежи по налогу на недвижимость?
— Даже если все 16 объектов (площадью более пяти тысяч квадратных метров) подпадут под льготную ставку в 1%, то платеж увеличится на 125%. Но ты попробуй еще получи эту льготу!
Это, называется, поддержка местных предпринимателей. Как только мы положим зубы на полку, следом начнут испытывать проблемы все местные производители. Та же «Рефтинская птицефабрика», у которой мы берем более ста наименований, в том числе и высокой степени готовности, — федеральные сети берут более узкий ассортимент. Аналогичная история с «Карамышевым», «Черкашиным», «Смаком», «Хорошим вкусом», Ирбитским и Полевским молочными комбинатами, прочими местными производителями.
— Федеральные сети по-прежнему обращаются к вам с предложениями о покупке «Кировского»?
— У нас есть два-три предложения от федеральных компаний, которые готовы взять в аренду наши площади. Но не всю сеть. Покупать вместе с недвижимостью никто из федералов не будет, так как им не хочется закапывать деньги в землю и платить налог на имущество. В отличие от местных!
— Если бы ваши магазины работали на арендованных площадях, то сколько бы из них вы закрыли?
— Думаю, что из 174 максимум 10–15 бы закрыли. Но вы должны понимать, что если уйдут с рынка крупные местные сети, то цены на продукты и товары сразу же поднимутся. Так уже случилось в регионах, где местных не осталось и нет конкуренции. К тому же федеральные сети прогнут по цене региональных производителей и многим местным будет «капец».
— Скажите, а федеральные сети поменяли свою стратегию? Закончился период экспансии, когда магазины арендовали пачками?
— Раньше они открывались везде, а теперь стали анализировать ситуацию и со многих адресов съезжают. Им это сделать довольно просто, так как они арендуют площади. И владельцам помещений все сложнее находить новых клиентов. Знаю случаи, когда торговые точки сдают всего лишь за коммунальные платежи!
— Как сказался на ассортименте в магазинах запрет на возврат товара производителям?
— Плохо. Если ты вдруг не рассчитал, сколько к тебе сегодня придет покупателей, то к концу дня каких-то товаров может не быть на полке. Раньше тот же хлебокомбинат забирал непроданный хлеб на переработку.
В итоге мы были вынуждены часть наименований убрать с полки — оставляем только то, что продается. Сокращение зависит от того, где находится магазин, — у одних производителей матрица сократилась в два раза, в других на пять-десять процентов. Мы пошли на это, так как не можем перерабатывать непроданное. Именно поэтому стали еще больше делать скидки. Некоторые законы, по моему мнению, принимаются непродуманные.
— У вас есть план на десять лет?
— Вы шутите! Нет, мы сейчас такими сроками не мыслим. Не хотим тыкать пальцем в небо.
— «Кировский» через десять лет будет?
— Здания точно будут стоять. Насчет «Кировского»… трудно прогнозировать. Мы намерены и дальше работать, так как ни одному банку на сегодняшний день не должны. Если что-то интересное подвернется, то готовы покупать или арендовать. Всех с Новым годом!