E1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+3°

пасмурно, без осадков

ощущается как +1

1 м/c,

с-в.

747мм 90%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Криминал события Уральскому следователю грозит до пяти лет колонии за ДТП с пьяными, которые сидели посреди дороги

Уральскому следователю грозит до пяти лет колонии за ДТП с пьяными, которые сидели посреди дороги

СК увеличил видимость с 20 до 100 метров и сделал водителя виноватым

Мужчина полагает, что никто не смог бы избежать наезда в подобной ситуации

Молодой уральский следователь полиции Илья Онышко рассказал, как ночная поездка с работы обернулась для него уголовным делом из-за пьяных пешеходов. По его словам, чтобы отправить дело в суд, были сфальсифицированы данные о видимости на дороге — вместо реальных 20 метров сотрудники СК указали 104 метра. Мы попытались разобраться в ситуации, фигурантом которой в России может стать абсолютно любой водитель.

Большие надежды


Житель поселка Свободный с детства хотел работать в правоохранительных органах. Примерами были отец, который до пенсии работал в ГАИ и пользовался огромным авторитетом, дядя, отставной полковник, воевавший в Чечне и отмеченный множеством наград, и брат-следователь, который также вышел на пенсию.

— Я отучился в Уральском юридическом институте МВД, который находится в Екатеринбурге на Корепина. Еще когда учился, получал благодарственные письма за помощь в раскрытии дел по сбыту наркотиков несовершеннолетним, на задержание ездили, когда проходили практику в Чкаловском районе, дела помогал сдавать, — вспоминает Илья. — Мне изначально всё было интересно. Отучившись, в сентябре 2019 года я пришел работать в отдел полиции по Верхней Салде, заряженный и полный энтузиазма. Это ведь была моя мечта.

Казалось, после выпуска до мечты было рукой подать

Однако уже через два месяца случилось событие, которое разделило всю его жизнь на два отрезка — до и после.

Ночь, пьяные, мокрый асфальт

— с 25 на 26 октября 2019 года около 23 часов я выехал из города Верхняя Салда (с работы) в сторону Нижнего Тагила, — рассказывает полицейский. — Моросил дождь, соответственно, мокрый асфальт, освещение отсутствовало. Проехал деревню Северную, мост. Внезапно появились два силуэта, после чего я дал по тормозам и почувствовал удар.

Выйдя из машины, Илья увидел, что на встречной полосе лежит женщина без сознания, а неподалеку — мужчина, ее спутник. Оба были в темной одежде, от них пахло алкоголем. Водитель принял меры, чтобы пострадавших не задавили другие машины, вызвал скорую и полицию.

— Они ударились о правую переднюю часть автомобиля. Когда я посмотрел регистратор, то понял, что мужчина сидел на дороге с бутылкой, а женщина стояла рядом с ним с телефоном в руке, — вспоминает наш собеседник.

Впоследствии медицинское освидетельствование покажет у пострадавших сильнейшее алкогольное опьянение: 1,8 промилле у мужчины и 1,3 промилле у женщины. Это соответствует нескольким бутылкам водки.

Приехала полиция и скорая, Илья помог погрузить пострадавших в машину и прошел освидетельствование на алкоголь. Потом он поехал и снова сдал анализы. Оба раза всё было чисто.

— В отделе все знали, что я не пью и занимаюсь спортом. Я просто не видел этих людей до последнего момента и не мог предотвратить наезда.

«В ходе осмотра места происшествия приехавшая следственно-оперативная группа установила видимость с рабочего места водителя — 22 метра»

Такие замеры делают сразу на месте ДТП в тот же день — чтобы совпадали погодные и прочие условия. Эксперт не смог установить скорость движения из-за того, что на мокром асфальте невозможно было измерить тормозной путь. Это он указал в заключении.

— После этого я дал объяснения и уехал домой. Машину поместили на стоянку у отдела, — рассказал Илья.

Тогда он думал, что дело закончится проверкой и отказным (отказом в возбуждении уголовного дела. — Прим. ред.). Мужчина полагал, что сделал всё возможное в данной ситуации и не имел возможности избежать наезда на нарушителей ПДД — Ольгу Лаврову и Максима Букина.

Женщина благодаря вовремя оказанной помощи быстро поправилась, а мужчина, которого оперативно отвезли в Екатеринбург, прожил только месяц.

— Его перевели из реанимации в общую палату, но появилось осложнение — двухсторонняя гнойная пневмония. От чего именно он умер, от удара автомобилем или осложнений, до конца не известно. В экспертизе написано: возможная причина смерти — удар тупым предметом. Его смерть вменили мне, — рассказал Илья.

Спустя полгода, 10 апреля 2020 года, полковник юстиции А. В. Невгад возбуждает против Онышко уголовное дело за нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть (ч. 3 ст. 264 УК РФ).

Удар пришелся в правую фару автомобиля

Фальсификация доказательств


Предварительное следствие проводил капитан юстиции Виталий Малюта. Именно благодаря его действиям дистанция видимости выросла с 22 до 104 метров.

— Когда проводилась доследственная проверка, он 20 марта 2020 года ездил в деревню Северную для якобы осмотра места происшествия (места ДТП. — Прим. ред.), а по факту провел следственный эксперимент. Взяли другой автомобиль Polo, другого года, с другими фарами. Пригласил двоих понятых и в ходе осмотра места происшествия установил видимость с рабочего места водителя в темное время суток без освещения и без светоотражающих элементов в темной одежде — 104,3 метра. Но я ведь не летучая мышь, — объясняет полицейский.

Эти сведения были использованы для автотехнических экспертиз, доказывающих, что водитель имел возможность избежать наезда при соблюдении скоростного режима. Илья считает, что эти данные были сфальсифицированы, о чем он подал соответствующее заявление.

Дело в том, что водитель Нечкин, который участвовал в осмотре и с помощью которого устанавливалась дистанция видимости в 104 метра, сообщил в суде, что он на самом деле не видел манекена с этого расстояния. Он пояснил, что остановился только по команде следователя Малюты, после чего еще сдал назад. Но капитан Малюта занес ложные данные в протокол осмотра.

— Мне следователь позвонил и сказал, что это формальность... Я не видел силуэт, — честно рассказал на суде Нечкин.

Заявление о преступлении рассмотрели как обычное обращение

— Он должен был остановиться, когда увидел манекен, а он проехал и даже, наоборот, сдал назад, когда ему сказали. Им надо было, видимо, подбить скорость на регистраторе с исходными данными. То есть была так называемая «подгонка». Я написал заявление о преступлении в Следственный комитет о фальсификации доказательств, — сообщил Илья.

Он просил провести проверку по этим и другим фактам. Его заявление передали для рассмотрения руководителю следственного отдела по Верхней Салде, который не нашел оснований для проверки действий своего подчиненного Виталия Малюты.

По версии следствия, Илья Онышко не смог предотвратить наезда, потому что ехал со скоростью 73 км/ч (при допустимой 40 км/ч) и разговаривал по телефону.

— На момент ДТП по детализации не было исходящих и входящих звонков. Первый звонок у меня был, когда я вышел из машины и позвонил отцу. Это всё видно на видеорегистраторе, а мне вменяют, что я пользовался телефоном с 23:30 по 00:03, хотя ДТП совершается одномоментно, — сообщил полицейский. — Обвинение не конкретизировано. Исходящих и входящих не поступало, только использование интернет-приложений. И я ехал со скоростью около 40 километров в час. Цифра 73 взялась с регистратора, который не является прибором для измерения скорости. Мы просили экспертизу по нему, но нам отказали.

Мужчина неоднократно заявлял ходатайства о признании части доказательств недопустимыми, но судья ему отказал.

— Ходатайства наши все отклонили. Мы только спустя год кое-как добились признания факта того, что пешеходы нарушали ПДД и переходили дорогу в неположенном месте, — пояснил Илья.

«Такое могло случиться с каждым»


В суде пострадавшая Ольга подтвердила, что находилась в состоянии алкогольного опьянения и была на дороге в неположенном месте. Как они со спутником оказались посреди дороги и почему стояли на месте, не пытаясь уйти с дороги — причины суицидального поведения она не может объяснить. Каких-то претензий водителю она не высказывает, понимая, что он фактически спас ей жизнь своими действиями. При этом от материальной компенсации женщина не отказывается.

Совсем по-другому повел себя другой потерпевший — брат погибшего. Он охарактеризовал Максима как выпивающего и агрессивного человека, который вел асоциальный образ жизни (неоднократно был судим за имущественные преступления). Мужчина попросил не наказывать водителя лишением свободы и полностью отказался от гражданского иска о возмещении вреда.

— Я сам водитель и понимаю, что такое [ДТП с пьяными ночью] могло случиться с каждым, — сообщил на суде брат погибшего.

Спустя девять месяцев было написано множество жалоб и ходатайств. Все они были оставлены без внимания.

— Они [суд] заняли позицию обвинения. Мне грозит до пяти лет лишения свободы, увольнение по отрицательным мотивам, финансовое обременение в виде исков и оплаты за обучение в институте. Но, по крайней мере, сейчас я уже знаю, как расследовать ДТП, — грустно шутит следователь.

В СКР по Свердловской области воздержались от комментариев до окончания судебного разбирательства. В полиции говорят, что из органов следователь пока не уволен.

— Должностное лицо, о котором идет речь, на период разбирательства отстранено от исполнения служебных обязанностей, но из системы МВД не уволено. Это произойдет лишь в том случае, если его вина будет доказана судом, — прокомментировал официальный представитель регионального полицейского главка Валерий Горелых.

Ранее мы писали, как пьяный мужчина с пакетом колбасы попал под колеса автомобиля на Кольцовском тракте, спасти его не удалось. А вот история того, как убийство замаскировали под ДТП, толкнув девушку под колеса. Владелец машины не остановился оказать помощь, его так и не нашли.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы