E1
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+6°

облачно, без осадков

ощущается как 0

6 м/c,

зап.

735мм 58%
Подробнее
5 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Реклама
Культура Гойя и Дали в Екатеринбурге: детям до четырнадцати.

Гойя и Дали в Екатеринбурге: детям до четырнадцати.

Уникальная выставка открывается в Екатеринбурге 5 февраля.

Выставка "Франсиско Гойя & Сальвадор Дали. Сны разума" открывается 5 февраля в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Экспозиция включает в себя 80 литографий Сальвадора Дали и 80 офортов Франсиско Гойи. Выставка сопровождается музыкой, специально написанной к проекту "Сны разума" Романом Рязанцевым.

Первое представление этого проекта в России состоялось в конце 2004 – начале 2005 года в Москве. В залах Российской академии художеств центр "Евро-Арт" открыл выставку литографий Дали, созданных по мотивам работ из последней крупной графической серии другого великого испанского художника – Гойи. Несмотря на популярность Дали в России, эта серия литографий – одна из самых малоизвестных.

љ



Что же касается цикла "Капричос", то он остается одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже 200 лет. Проект "Сны разума" стартовал в Москве и затем с огромным успехом демонстрировался в Новосибирске и Тюмени.

Крупнейший представитель сюрреализма Сальвадор Дали обратился к серии Гойи на последнем этапе своего творческого пути, в 1977 году, за семь лет до ухода из общества – последнего появления на публике, за двенадцать лет до ухода из жизни. Дали перенес композиции всех офортов Гойи в свои работы, насытил их цветом, ввел свои знаки, пронизывающие все его предыдущее творчество, дал новым композициям новые имена. Добавил к загадке Гойи загадку Дали. Стал хранителем "Сна разума" ХХ века.

Как сообщили в музее, вход на выставку детей до 14 лет без сопровождения взрослых будет ограничен. " Конечно, если подросток вместе с родителями или учителем придет в музей на эту выставку, мы не будет препятствовать. Но нужно отдавать себе отчет, что офорты Гойи – не для детского сознания. Ребенку трудно без пояснения взрослого понять смысл послания художника, поэтому мы ввели такое ограничение", – рассказала сотрудник службы по связям с общественностью музея ИЗО Ксения Сальникова.

В рамках выставки будут проходить кинопоказы по пятницам. На них будут демонстрироваться фильмы о жизни и творчестве Гойе и Дали.

С 5 февраля по 28 марта 2010 года выставка будет представлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу ул. Вайнера, 11. Часы работы выставки: 11:00 – 19:00 (кассы с 11:00 – 18:00). Понедельник, вторник – выходные дни.

љ

Все работы на выставке сопровождаются обширными комментариями:

Фото 1:

Франсиско Гойя. Они взлетели.
Герцогиня Альба и три тореро, которые помогают ей оторваться от земли (комментарии АЙЯЛА, 1799).
Этот клубок ведьм, который служит подножием щеголихе, вовсе ей не нужен, – разве что для красы. У иных в голове столько горючего газа, что они могут взлететь на воздух без помощи ведьм и без воздушного шараљ(комментарии ПРАДО, 1803).

Сальвадор Дали. Облако неопределенности.
Дали достигает воздушной приподнятости благодаря миниатюрному ландшафту под ногами облачной группы, для которой нет пределов. Один из персонажей-тореро, поднимающих маху, похож на фигуры картины Дали Vnus aux Fourrures (Венера в мехах), 1968, созданной по мотивам произведений Леопольда фон Захер-Мазоха, и так же лижет туфли объекта своего почитания (комментарии К. Рупперт, 1997).

Фото 2:

Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ.
Фантазия без разума создает чудовище, а оба вместе – мать искусства (комментарии АЙЯЛА, 1799).
Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно – мать искусств и источник творимых ими чудес (комментарии ПРАДО, 1803).


Сальвадор Дали. Сон благоразумия рождает чудовище.
Центральный лист всей серии Гойи, и у Дали не теряет своего значения. Это единственный лист, название которого не изменено – явное и четкое выражение глубокого уважения к предшественнику.љ Графическая обработка этого сюжета у Дали остается необычно сдержанной. Лишь спящий облачен Дали в яркие и пестрые краски; нападающие бестии становятся еще страшнее, их глаза светятся в темноте. Поверх подписи Гойи на боковой части стола Дали расположил простой, прозрачный символ – соединенные бобы. С одной стороны, это визитная карточка Дали. С другой стороны, это цитирование древней восточно-азиатской фигуры, символизирующей гармонию и равновесие. Ссылка на Инь и Янь занимает центральное место также и в другой работе Дали, картине "Алхимия философа" (1976). Порождения заснувшего благоразумия не связаны только лишь с одной эпохой, и в XVIII столетии, и сегодня они требуют к себе пристального внимания (комментарии К. Рупперт, 1997).

Фото 3:

Франсиско Гойя. Тут ничего нельзя было поделать. љ

Та, которая носила шапку кающегося, была бедной и некрасивой. Как тогда еще помочь? (комментарии АЙЯЛА, 1799)
Эту святую сеньору жестоко преследуют. Огласив историю ее жизни, ей устраивают триумф. Ей воздается по заслугам. Но если это делают для того, чтобы устыдить ее, то зря теряют время. Невозможно устыдить того, кто не знает стыда (комментарии ПРАДО, 1803)


Сальвадор Дали. Колоссальная картина.
Опорная клюка – мотив Дали – появляется уже в работе Гойи! В оригинале это шейные и ручные кандалы, связывающие осужденную. Дали превращает этот инструмент страданий в костыль для обессилившего тела и его частей. (Почему оно обессилело? Возможно, из-за слабости, стыда или страха.) Снова и снова Дали растягивает отдельные части тела и предметы, опирая их затем на костыли. С пиками и палками тела идут за Ней. Теперь пустоты композиции Дали может заполнить "своим" угрожающим мотивом. Он усиливается еще и потому, что его инструменты могущественно выходят за пространство картины; они выбиваются за край и приближаются, таким образом, к зрителю (комментарии К. Рупперт, 1997).

Фото 4:

Франсиско Гойя. Ведь он разбил кувшин.
Взбалмошные матери надирают своим сыновьям зад, который для них менее важен, чем какой-то старый горшок (комментарии АЙЯЛА, 1799).
Сын шалун, а мать вспыльчива. Кто из них хуже? (комментарии ПРАДО, 1803).


Сальвадор Дали. Разбитый кувшин.
С незначительной вариацией Дали сохранил название Гойи. Изменениям в композиции подверглись средний план, задний план и изображение процесса наказания. Важны ли фигуры бюргера и епископа на горизонте, какова их роль? Хорош был бы их критический диалог о методах и содержании воспитания, слишком хорош. Но, наверное, между ними существует лишь вежливое согласие благодаря вежливой симпатии? Или это отец семейства, припустившийся за епископом? "Злодей" получает сильную взбучку, его раны красноречивы. Боль причиняет ему ботинок – инструмент наказания – содержащий, в том числе, клерикальную символику. Развешанное белье становится поверхностью для проекции тел и эротической символики, традиционной для творчества Дали (комментарии К. Рупперт, 1997).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления