Убийство - с него начнется вторая неделя гастролей Театра на Таганке в Екатеринбурге. 13 июля 1793 года в Париже от руки дворянки Шарлотты Корде погиб один из самых ярких героев Французской революции Жан Поль Марат. А через 205 лет в Московском театре на Таганке состоялась премьера пьесы Петера Вайса, длинное название которой было решено сократить до двух всем известных имен. «Марат и маркиз де Сад» - именно этот спектакль будет представлен 9 и 10 июля на сцене Театра Драмы.В основе пьесы лежат исторически проверенные и документально подтвержденные факты, которые сами по себе настолько нетривиальны, что являются поистине находкой и для драматурга, и для режиссера.
Скандально известный французский писатель, драматург и философ маркиз де Сад, помещенный в психиатрическую лечебницу Шарантон в 1803 году, организует там театральные представления силами своих друзей по несчастью. Умалишенным помогали актрисы и танцовщицы из небольших парижских театров, сам де Сад играл главные роли – но при необходимости не чурался обязанностей машиниста или суфлера. Есть сведения, что в 1808 году маркиз действительно поставил в Шаратоне спектакль о смерти Марата, с которым он не встречался, но к которому, как и ко всем революционерам, аристократ-порнограф питал глубочайшее омерзение.
Вокруг этих двух событий – реального убийства и реальной постановки – и развивается действие «Марата и маркиза де Сада», созданного Юрием Любимовым на сцене «Таганки». Сам режиссер предпочитает называть спектакль мюзиклом – хотя и этого слова явно недостаточно, чтобы описать причудливость буффонады и трагического гротеска, клоунады и акробатики, оригинальных музыкальных номеров (композитор Владимир Мартынов, исполнители Сергей Летов, Владимир Нелинов и Татьяна Жанова), вокала и танцев (хореографы Владимир Беляйкин и Владимир Сашин). В роли де Сада – Валерий Золотухин, в роли Марата – Тимур Бадалбейли, уже покоривший Екатеринбург в образе Коровьева из «Мастера и Маргариты».
Фото предоставлено пресс-службой театра Драмы