Те, у кого есть страничка в Facebook, помнят прошлогодний массовый вброс фотографий из 90-х. Вдруг откуда не возьмись тысячи старых снимков на фоне ковров, в варёнках и в кроссовках на платформах, с ностальгическими воспоминаниями прочно оккупировали ленту социальной сети на несколько дней, реквием по 90-м вытеснил все актуальные новости и посты на злобу дня. Тогда никто не мог понять, чей это заговор, чей заказ?
Телеканал "Вести Россия" "разоблачил" виновника флешмоба – это был журнал Сolta и их фестиваль "Остров-90-х".
Без единого кадра о мероприятии в парке "Музеон", в телерепортаже говорилось об идеализации 90-х как о психологической ловушке, которую устроили организаторы. Якобы молодым людям, которые не помнят 90-х, лекторы-оппозиционеры культивируют эпоху распада.
В воскресенье московский фестиваль "Остров 90-х" добрался и до Екатеринбурга. К счастью, плохая погода никак не сказалась на нём: все происходило в здании. Так что корреспонденты Е1.RU в Ельцин-центре смогли показать, какой он на самом деле – фестиваль о культуре 90-х.
Фестиваль торжественно открыл пикет "патриотов" России. Тридцать активистов народного свободного движения вышли с плакатами "Россия 90-х – это п..ц", "Россия 90-х – это пьяный президент", "Россия 90-х – это яд либерального террора", "Россия 90-х – это демографическая яма". Как будто в Ельцин-центре не сказано об этом ни слова. Впрочем, транспаранты не помешали фестивалю начаться в 11 часов утра по расписанию. А демонстрация уместно подчеркивала дух свободы.
Через тридцать минут после демонстрации НОДовцев буквально сдула стихия, поднялся ураган с ливнем, и им пришлось либо уехать по домам, либо зайти погреться внутрь.
– Мы пригласили пикетчиков на фестиваль, некоторые из них зашли, ходили и гуляли по "Острову". Остальные мирно разошлись, – сказала E1.RU директор музея Ельцин-центра Дина Сорокина.
Спокойному размеренному ходу фестиваля больше ничего не угрожало, разве что закрытая парковка, но об этом гостей организаторы предупредили заранее, поэтому в дождливую погоду все добирались до Центра Первого президента на такси.
Следующим после пикетчиков гостей встречал еще один уральский бунтарь – Слава ПТРК. Его инсталляция "Осколки монет" была бережно накрыта тентом и не промокла под моросящим дождем.
Работа уличного художника говорила о двух сторонах одной монеты недалёких времен: с одной стороны это суровые гопники, лютые панки, голодные шахтёры и малиновые пиджаки, а с другой – это Чип и Дейл, денди, покемоны и вся наивная атрибутика перестройки. Именно в таком разрезе фестиваль разложил эпоху.
Внутри гости проходили по коридору из фотографий 90-х под общим названием "Испытание свободой", куратор выставки – Артем Беркович. Снимки иллюстрировали жизнь в те времена и то, что от неё осталось – надгробные плиты с братками в кожанках.
Хорошенько отовариться можно было на импровизированном чёрном рынке, где крупняк (футболки, сумки и кепки с символикой фестиваля) стоил по 900, а мелочь по 90. Из мелочи можно было купить наклейки в виде клетчатой сумки, мобильников первых образцов с антенной, кассет и пейджеров. Жаль, что не торговали лосинами и "Тетрисами" – зашло бы на ура.
Дальше всем желающим делали мэйк-ап и модные начёсы. Было бы правильно заранее оповестить о дресс-коде, чтобы горожане нарядились в косухи и лосины. Некоторые сообразили без объявления и оделись в стиле 90-х.
– Снииииикерс! Эти вожделенные шоколадные батончики! Мой папа ездил в Москву в командировки, и привозил мне сникерсы одной из первых, – вспоминает Алиса Прудникова, директор ГЦСИ. – Но моя семья пережила 90-е в самом чудовищном раскладе, какой только может быть, поэтому здесь никто не рассказывает истории: "Ах, как здорово было в 90-е".
Фестиваль говорит о том, что в 90-х появилось и что исчезло.
Профессор, доктор филологических наук, Максим Кронгауз на лекции поведал о новых словах, которые подарили русскому языку 90-е: наехать, беспредел, крыша, лимон – из криминального мира. Три главных слова: тусовка, челноки и культовый. Кронгауз объяснил для тех, кто не знал, откуда пошло выражение "Новые русские" – придумал его Яковлев в "Коммерсанте", а бандитский мир его закрепил за собой.
В стилизованной квартире 90-х все фотографировались с гитарой и постили себя в постсоветском интерьере в социальные сети, с забавными ностальгическими комментариями типа: "Как здорово, что вы больны не мною".
Рядом работало фотоателье, которое снимало на фото всех желающих в духе 90-х.
Главный редактор газеты "Литературное обозрение" Ирина Прохорова представила новый интернет-проект "Литературная критика". На фоне книжных полок "Пиотровского" поэт Лев Рубинштейн, Глеб Морев и журналист Александр Архангельский присоединились к его обсуждению. Ирина Прохорова назвала 90-е выходом интеллектуального андеграунда на поверхность.
– Это некая точка отсчёта, – позднее поделилась Ирина с E1.RU. – Ведь в 90-е появилось новое государство, в котором мы сейчас живём. Ярким примером самородка тех времен служит Лев Рубинштейн, который начинал карьеру литературного критика в журнале "Итоги".
– 90-е были расцветом медийного говорения, – рассказывает поэт Рубинштейн. – Особенно увлекательно было наблюдать за битвами критиков. На какое-то время критика даже заменила литературу.
– Я благодарен тому времени именно потому, что с одной стороны оно ничего не гарантировало, а с другой давало миллион возможностей, ты мог начать в любой области с чистого листа. Бывало, конечно, трудно, и я не знал, чем буду завтра кормить детей, – добавляет Александр Архангельский.
В это время на большой сцене бренчал на гитаре рок-бард, в котором не сразу все узнали Владимира Бурдина. Основатель "Смысловых галлюцинаций" отрастил волосы, надел очки и стал выглядеть намного интеллигентнее, чем в 90-е.
Самой провокационной частью фестивального лектория стала дискуссия "Уралмаш и то, что нам досталось от района", в ней участвовали мэр города Евгений Ройзман, ведущий Иннокентий Шеремет, архитектор Эдуард Кубенский. Ведущим был политический журналист Дмитрий Колезев.
– Уралмаш дал нам такие имена, как Хабаров, Куковякин, Ройзман. Нет. А, ну да. Ройзман, – сказал Иннокентий Шеремет о достоянии района.
– Они буквально похоронили Уралмаш, – сокрушается преподаватель, куратор ГЦСИ Дмитрий Москвин, который за год успел провести 30 экскурсий по району, – А между тем, когда год назад, мы собирали круглый стол, где обсуждали будущее района Евгений Ройзман на него не пришёл. У Уралмаша потрясающие ресурсы стать в третий раз за столетие брендовым проектом для Екатеринбурга, – добавляет Москвин.
Самым эпатажным шоу, которое пригвоздило внимание всех гостей фестиваля к большой сцене, стал Передвижной оркестр майора Брауна – реконструкция перфоманса Льва Гутовского, впервые осуществленного в 1990 году. Лев Гутовский буквально разрезал систему музыкой в своем перфомансе.
В зале "Старик Букашкин" гости могли познакомиться с уральским видеоартом; на стенах висели фотографии оружия из проекта Сергея Потеряева и Федора Телкова "Розы и пистолеты". Они фигурировали в различных преступлениях 90-х годов.
– Эта выставка про ощущение нас, 25-30 летних, того времени. Времени "дикого, дикого Запада". Когда истории, пройдя через многих, изменялись до неузнаваемости, – пояснил фотограф Сергей Потеряев.
После небольшого перерыва, во время которого выгнали "лишних зрителей", Илья Лагутенко и его группа "Мумий Тролль" вышли на сцену с альбомом "Морская".
Видео: Максим БУТУСОВ.