28 октября четверг
СЕЙЧАС +1°С

Фоторепортаж E1.RU: как Екатеринбург на один день вернулся в лихие 90-е

Смотрите, как прошел "Остров 90-х" в Ельцин-центре.

Поделиться

Малдер, Скалли, Лужков, Пугачева – маскарад в стиле 90-х на "Острове"

Малдер, Скалли, Лужков, Пугачева – маскарад в стиле 90-х на "Острове"

Поделиться

Те, у кого есть страничка в Facebook, помнят прошлогодний массовый вброс фотографий из 90-х. Вдруг откуда не возьмись тысячи старых снимков на фоне ковров, в варёнках и в кроссовках на платформах, с ностальгическими воспоминаниями прочно оккупировали ленту социальной сети на несколько дней, реквием по 90-м вытеснил все актуальные новости и посты на злобу дня. Тогда никто не мог понять, чей это заговор, чей заказ?

Телеканал "Вести Россия" "разоблачил" виновника флешмоба – это был журнал Сolta и их фестиваль "Остров-90-х".

Без единого кадра о мероприятии в парке "Музеон", в телерепортаже говорилось об идеализации 90-х как о психологической ловушке, которую устроили организаторы. Якобы молодым людям, которые не помнят 90-х, лекторы-оппозиционеры культивируют эпоху распада.

В воскресенье московский фестиваль "Остров 90-х" добрался и до Екатеринбурга. К счастью, плохая погода никак не сказалась на нём: все происходило в здании. Так что корреспонденты Е1.RU в Ельцин-центре смогли показать, какой он на самом деле – фестиваль о культуре 90-х. 

Фестиваль торжественно открыл пикет "патриотов" России. Тридцать активистов народного свободного движения вышли с плакатами "Россия 90-х – это п..ц", "Россия 90-х – это пьяный президент", "Россия 90-х – это яд либерального террора", "Россия 90-х – это демографическая яма". Как будто в Ельцин-центре не сказано об этом ни слова. Впрочем, транспаранты не помешали фестивалю начаться в 11 часов утра по расписанию. А демонстрация уместно подчеркивала дух свободы.

Дождь и шквалистый ветер загнали патриотов в тот же Ельцин-центр.

Дождь и шквалистый ветер загнали патриотов в тот же Ельцин-центр.

Поделиться

Через тридцать минут после демонстрации НОДовцев буквально сдула стихия, поднялся ураган с ливнем, и им пришлось либо уехать по домам, либо зайти погреться внутрь.

– Мы пригласили пикетчиков на фестиваль, некоторые из них зашли, ходили и гуляли по "Острову". Остальные мирно разошлись, – сказала E1.RU директор музея Ельцин-центра Дина Сорокина.

Поделиться

Спокойному размеренному ходу фестиваля больше ничего не угрожало, разве что закрытая парковка, но об этом гостей организаторы предупредили заранее, поэтому в дождливую погоду все добирались до Центра Первого президента на такси.

Следующим после пикетчиков гостей встречал еще один уральский бунтарь – Слава ПТРК. Его инсталляция "Осколки монет" была бережно накрыта тентом и не промокла под моросящим дождем.

Поделиться

Поделиться

Работа уличного художника говорила о двух сторонах одной монеты недалёких времен: с одной стороны это суровые гопники, лютые панки, голодные шахтёры и малиновые пиджаки, а с другой – это Чип и Дейл, денди, покемоны и вся наивная атрибутика перестройки. Именно в таком разрезе фестиваль разложил эпоху.

Одна сторона монеты. 

Одна сторона монеты. 

Поделиться

Другая сторона монеты. 

Другая сторона монеты. 

Поделиться

Внутри гости проходили по коридору из фотографий 90-х под общим названием "Испытание свободой", куратор выставки – Артем Беркович. Снимки иллюстрировали жизнь в те времена и то, что от неё осталось – надгробные плиты с братками в кожанках.

Поделиться

Поделиться

Хорошенько отовариться можно было на импровизированном чёрном рынке, где крупняк (футболки, сумки и кепки с символикой фестиваля) стоил по 900, а мелочь по 90. Из мелочи можно было купить наклейки в виде клетчатой сумки, мобильников первых образцов с антенной, кассет и пейджеров. Жаль, что не торговали лосинами и "Тетрисами" – зашло бы на ура. 

Поделиться

Дальше всем желающим делали мэйк-ап и модные начёсы. Было бы правильно заранее оповестить о дресс-коде, чтобы горожане нарядились в косухи и лосины. Некоторые сообразили без объявления и оделись в стиле 90-х.

Поделиться

Поделиться

Замдиректора Ельцин-центра Людмила Телень была вся в джинсе, самом хипповом материале в девяностые.

Замдиректора Ельцин-центра Людмила Телень была вся в джинсе, самом хипповом материале в девяностые.

Поделиться

– Снииииикерс! Эти вожделенные шоколадные батончики! Мой папа ездил в Москву в командировки, и привозил мне сникерсы одной из первых, – вспоминает Алиса Прудникова, директор ГЦСИ. – Но моя семья пережила 90-е в самом чудовищном раскладе, какой только может быть, поэтому здесь никто не рассказывает истории: "Ах, как здорово было в 90-е".

Поделиться

Фестиваль говорит о том, что в 90-х появилось и что исчезло.

Любой мог взять гитару и добавить музыки из 90-х. 

Любой мог взять гитару и добавить музыки из 90-х. 

Поделиться

Профессор, доктор филологических наук, Максим Кронгауз на лекции поведал о новых словах, которые подарили русскому языку 90-е: наехать, беспредел, крыша, лимон – из криминального мира. Три главных слова: тусовка, челноки и культовый. Кронгауз объяснил для тех, кто не знал, откуда пошло выражение "Новые русские" – придумал его Яковлев в "Коммерсанте", а бандитский мир его закрепил за собой.

Поделиться

В стилизованной квартире 90-х все фотографировались с гитарой и постили себя в постсоветском интерьере в социальные сети, с забавными ностальгическими комментариями типа: "Как здорово, что вы больны не мною".

 

Рядом работало фотоателье, которое снимало на фото всех желающих в духе 90-х.

Поделиться

Поделиться

Главный редактор газеты "Литературное обозрение" Ирина Прохорова представила новый интернет-проект "Литературная критика". На фоне книжных полок "Пиотровского" поэт Лев Рубинштейн, Глеб Морев и журналист Александр Архангельский присоединились к его обсуждению. Ирина Прохорова назвала 90-е выходом интеллектуального андеграунда на поверхность.

– Это некая точка отсчёта, – позднее поделилась Ирина с E1.RU. – Ведь в 90-е появилось новое государство, в котором мы сейчас живём. Ярким примером самородка тех времен служит Лев Рубинштейн, который начинал карьеру литературного критика в журнале "Итоги".

Слева направо: Александр Архангельский, Лев Рубинштейн, Ирина Прохорова и Глеб Морев. 

Слева направо: Александр Архангельский, Лев Рубинштейн, Ирина Прохорова и Глеб Морев. 

Поделиться

– 90-е были расцветом медийного говорения, – рассказывает поэт Рубинштейн. – Особенно увлекательно было наблюдать за битвами критиков. На какое-то время критика даже заменила литературу.

Поделиться

– Я благодарен тому времени именно потому, что с одной стороны оно ничего не гарантировало, а с другой давало миллион возможностей, ты мог начать в любой области с чистого листа. Бывало, конечно, трудно, и я не знал, чем буду завтра кормить детей, – добавляет Александр Архангельский.

Поделиться

В это время на большой сцене бренчал на гитаре рок-бард, в котором не сразу все узнали Владимира Бурдина. Основатель "Смысловых галлюцинаций" отрастил волосы, надел очки и стал выглядеть намного интеллигентнее, чем в 90-е.

Поделиться

Самой провокационной частью фестивального лектория стала дискуссия "Уралмаш и то, что нам досталось от района", в ней участвовали мэр города Евгений Ройзман, ведущий Иннокентий Шеремет, архитектор Эдуард Кубенский. Ведущим был политический журналист Дмитрий Колезев. 

Поделиться

– Уралмаш дал нам такие имена, как Хабаров, Куковякин, Ройзман. Нет. А, ну да. Ройзман, – сказал Иннокентий Шеремет о достоянии района. 

Поделиться

– Они буквально похоронили Уралмаш, – сокрушается преподаватель, куратор ГЦСИ Дмитрий Москвин, который за год успел провести 30 экскурсий по району, – А между тем, когда год назад, мы собирали круглый стол, где обсуждали будущее района Евгений Ройзман на него не пришёл. У Уралмаша потрясающие ресурсы стать в третий раз за столетие брендовым проектом для Екатеринбурга, – добавляет Москвин.

Самым эпатажным шоу, которое пригвоздило внимание всех гостей фестиваля к большой сцене, стал Передвижной оркестр майора Брауна – реконструкция перфоманса Льва Гутовского, впервые осуществленного в 1990 году. Лев Гутовский буквально разрезал систему музыкой в своем перфомансе.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

В зале "Старик Букашкин" гости могли познакомиться с уральским видеоартом; на стенах висели фотографии оружия из проекта Сергея Потеряева и Федора Телкова "Розы и пистолеты". Они фигурировали в различных преступлениях 90-х годов.

– Эта выставка про ощущение нас, 25-30 летних, того времени. Времени "дикого, дикого Запада". Когда истории, пройдя через многих, изменялись до неузнаваемости, – пояснил фотограф Сергей Потеряев. 

На фото – реальные орудия преступлений. 

На фото – реальные орудия преступлений. 

Поделиться

Двадцать лет назад Николай Коляда представил в Москве пьесу "Мурлин Мурло". Её прочитали на читках фестиваля. 

Двадцать лет назад Николай Коляда представил в Москве пьесу "Мурлин Мурло". Её прочитали на читках фестиваля. 

Поделиться

Поделиться

 

Культурный журналист Ксения Поль встречает музыкантов группы "Мумий Тролль".

Культурный журналист Ксения Поль встречает музыкантов группы "Мумий Тролль".

Поделиться

Поделиться

После небольшого перерыва, во время которого выгнали "лишних зрителей",  Илья Лагутенко и его группа "Мумий Тролль" вышли на сцену с альбомом "Морская". 

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Лучшим перфомансом "Острова 90-х" стала двойная радуга.

Лучшим перфомансом "Острова 90-х" стала двойная радуга.

Поделиться

Фото: Артём УСТЮЖАНИН.
Видео: Максим БУТУСОВ.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Екатеринбурге? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Loading...
Loading...