Екатеринбургский уличный художник Рома Инк прославился на весь мир после того, как раскрасил шары у Театра драмы в цвета покеболов – ловушек для покемонов из игры Pokemon Go. О покеболе на берегу Исети написал даже американский портал BuzzFeed, который посещает 130 млн человек в месяц. Мы расспросили Рому об этой и других его работах.
– Идея такая: люди придают слишком большое внимание как игре, так и шуму вокруг игры, реакции властей, церкви. Я решил сыграть в свою игру и сделал эту ловушку. Те, кто фотографируется с этим шаром, – попадают в мою ловушку.
– А люди понимают, что они пойманы?
– Вокруг красного шара была такая подсказочка чёрным маркером написана, люди понимали, что это интерактив. Изначально задумывалось два объекта – два гранитных шара. Первый шарик для поимки покемонов первого уровня, а второй – сине-бело-жёлтый – для покемонов второго уровня, если следовать общей концепции игры. У меня красно-белый – первый, сине-бело-жёлтый – второй.
– Вы ожидали такого резонанса?
– Международного резонанса не ожидал, но предполагал, что в Екатеринбурге работа будет пользоваться популярностью, она на видном месте. Игра популярна, объект узнаваем. Как наши власти отреагировали, мне очень понравилось, они не стали закрашивать всё это, дали возможность людям пофотографироваться. А реакция государственных властей мне непонятна, хотят это запретить, следят за людьми. Цель работы – иронично изобразить этот ажиотаж и сделать работу для людей.
– А что вы скажете людям, которые в эту игру играют или комментируют?
– Очень много негативных отзывов о тех, кто играет в Pokemon Go, не нужно в своих комментариях опускаться до "морального дна". Не нужно поддаваться никакой тенденции, нужно думать самому. Как увлечение, как реальность это интересно, нужно быть адекватным.
– А что вы вообще думаете о городском пространстве и паблик-арте?
– Многие называют Екатеринбург центром стрит-арта. Он полон объектов: заборов, стен, которые могут стать будущим арт-объектом. Расстраивает тот факт, что наряду с хорошими работами есть и теггинг – когда здания просто исписаны закорючками и даже матерными словами, это создаёт не лучшее впечатление. Но люди только начинают рисовать, я хотел бы сказать, что всё это очень здорово и классно, но нужно всегда обдумывать посыл, стараться делать их очень качественно.
– Расскажите о работе с флагом Франции в переходе на Плотинке.
– Я не читаю новости и не смотрю телевизор. Моя подруга рассказала мне о событиях во Франции, меня это задело, я посмотрел видео. Не могу сказать, что я был шокирован, это происходит постоянно, но мне именно этот случай показался не столько жестоким, сколько очень циничным, как нож в спину. Люди отмечали праздник в курортном городе, а грузовик проехал по ним зигзагом. Я высказал соболезнование своей работой: на флаге 84 звезды по количеству погибших и надпись No pasarán! – "Они не пройдут!".
– Какой была реакция на эту работу?
– Очень много негатива. Мне говорили: почему бы не рисовать флаги Донбасса, Сирии, Афганистана, почему бы не говорить о тех, кто погибает от алкоголя, или о 20 тысячах погибших на дорогах. Я был бы очень рад, если бы в Екатеринбурге появилась легальная стена, на которой бы люди могли выразить свои мысли с помощью стрит-арта. Чтобы художники могли обращать внимание на события.
– А к чему, как вы считаете, надо привлекать внимание?
– Нужно беречь жизнь в её истинном проявлении, никто не вправе её отнимать у других людей, надо делать мир лучше не только для себя, но и для других, от действий людей зависит эта капля в океане, но из таких капель собирается что-то глобальное. Нужно понимать, что от улыбок друг другу в транспорте мир может стать лучше. Мы в одном доме все живём, и не нужно в нём гадить. Все мы по сути эгоисты, но нужно думать и о других.
В планах Ромы Инка продолжить работы по всей России, стринг-арт-работы – буквы из нитей в чёрно-жёлтой цветовой гамме.
– Это будет целый алфавит, и он свяжет все города России. Я буду рисовать буквы во всех городах, а потом соединю их, – говорит художник.