E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

ясная погода, без осадков

ощущается как -2

3 м/c,

ю-з.

733мм 62%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Культура Игры в резиночку и чай из гранёных стаканов: виртуальная экскурсия по будущему Музею СССР в Екатеринбурге

Игры в резиночку и чай из гранёных стаканов: виртуальная экскурсия по будущему Музею СССР в Екатеринбурге

Какие экспонаты уже принесли горожане, смотрите в нашем фоторепортаже.

Ирина Светоносова арендовала здание около месяца назад.

Добро пожаловать в музей, в котором нет табличек "не трогать руками". Хотя самого музея ещё тоже нет – двухэтажное здание на улице Сакко и Ванцетти, 40 только месяц назад начало пополняться экспонатами, долгое время пылившимися на антресолях, балконах и чердаках. Речь идёт о Музее советского быта, об открытии которого город заговорил в декабре.

Сейчас там хозяйничает Ирина Светоносова. Она арендовала здание, чтобы собрать в нём вещи из советского обихода, и попросила горожан поучаствовать в формировании коллекции. Те, в свою очередь, с большим энтузиазмом откликнулись на эту просьбу и стали приносить всё, что уже не используют, но выкинуть тоже не решаются.

Мы погуляли по будущему музею, где нашли заводного медведя, футуристический фен, уличный рупор, дверь-сейф, счётную машинку и много всего другого родом из советского времени.

Здание, в котором будет Музей СССР.
Пока будущие экспонаты можно увидеть по всему зданию – на подоконнике стоит печатная машинка.

В здании пусто и гораздо теплее, чем ожидалось, всё-таки оно было не занято практически два года. Играет знакомая музыка из "Охотников за привидениями", которая и приводит на второй этаж, где стоит магнитофон и хозяйничает Ирина. Она, как и полагается владелице большого дома, что-то перебирает, упаковывает и приводит в порядок. Мы спускаемся ниже, чтобы начать экскурсию и осмотреть каждую комнату. Пока ремонт сделали только в некоторых комнатах второго этажа.

Вещи пока лежат в чемоданчике и ждут своего часа.
Ковры с оленями – мечту советской хозяйки – Ирина нашла через интернет.

– Уже имеете представление, как будет выглядеть каждая комната?

– Всё в процессе. Пока придумываем, делаем. Знаю, как будут выглядеть оба туалета (смеётся). Есть задумки и есть люди, которые вызвались помочь. Я очень надеюсь, что в процессе мы вместе всё доведём до ума, чтобы было красиво, интересно, интерактивно. Последнее обязательно, формат такой – всё можно трогать.

– А что именно будет? Игры?

– Пока не могу точно сказать. Скорее всего, можно будет пластинку поставить, примерить одежду, авоськами погреметь. Обязательно фотографироваться. Надо, чтобы люди приходили с пустой памятью на телефоне или фотоаппарате, потому что здесь можно очень много фотографий сделать.

Даже рогатку принесли.

С наполнением одной комнаты Ирина определилась точно – в Музее будет комната, посвящённая красоте. Для неё есть уже несколько атрибутов – выкройки, маникюрный набор и даже фен, внешний вид которого приводит современного человека в ступор.

– Люди не сразу понимают, что это фен, – отмечает Ирина. – Он выглядит необычно, такой футуристический у него дизайн. Хотя о том, что это фен, можно догадаться по расчёске. Он ещё работает. Если его подключить к розетке, он будет гудеть и даже немного дуть. Высушить им волосы, конечно, сложно. Современная техника намного лучше.

Так раньше выглядел фен.
Советские выкройки.

– Как достаются вещи?

– Как чаще всего бывает, люди делают ремонт или переезжают, а потом узнают, что музей открывается, и приносят всё, что не жалко.

– Много уже принесли с того момента, как вы арендовали здание?

– Я получила ключи 9 января, то есть уже месяц прошёл. Обычно как происходит – некоторые люди приносят по 1–2 вещи, другие полмашины привозят. Принесли много, отклик есть. Ведь жалко их на помойку выкидывать, с каждой вещью истории связаны. Пока люди их достают, начинают вспоминать истории: а мы с мамой делали то, с дедушкой это. Всё в вечер воспоминаний превращается, и им становится жалко отдавать.

Но вот, допустим, обои – что с ними сделаешь? Они уже не будут использованы в хозяйстве, они не практичные, не модные сейчас. Но они в таком хорошем состоянии, что мы оформим интерьер. Они настоящие и такие аутентичные. Не знаю, как будут клеиться, конечно, это надо посмотреть. С этим могут возникнуть проблемы. Современные материалы не сравнятся с тем временем.

Стены планируют обклеить этими обоями.

– Те, кто приносит вещи, обещают потом посетить музей?

– Я всех в любом случае буду приглашать, делать индивидуальные экскурсии для дарителей, потому что они внесли свой вклад в формирование музея. Они частичку себя, можно сказать, отдали. Мне вот бабушка принесла два фотоаппарата "Фэд", а муж и сын у неё умерли, она одна осталась. Говорит: "Я скоро умру, а их куда? Их же выкинут, и от меня ничего не останется, тут хоть память".

– Приносили ли что-нибудь незнакомое, с чем вы раньше не сталкивались?

– Овощерезка, например, или журнал музыкальный 1978 года. Называется: "Ежемесячный общественно-политический литературно-музыкальный иллюстрированный звуковой журнал". Тут тексты, фотографии, а в серединке пластинки. То есть их вырезаешь и слушаешь. Или вот заводной медведь.

– Как отапливать такое большое помещение?

– Ну, батареи здесь новые, их в своё время поменяли. Просто здание 1,5 года пустое стояло, промёрзло само по себе, ещё зима такая холодная. Из всех окон дует, окна старые, их сложно утеплять.

– Как вы его нашли и были ли варианты ещё?

– Мы смотрели ещё варианты, поменьше было помещение, но если пересчитывать, то подороже. Люди добрые помогли.

Некоторые комнаты ещё не ремонтировали.
Радиоприёмник.

Ирина рассказывает, что от прошлых арендаторов им досталась тяжёлая сейф-дверь, за которой теперь будет располагаться туалет.

– Дедуктивным методом мы выяснили, что здесь хранились деньги, потому что написано "касса". Видимо, там всё закрывалось, а здесь подходили люди и денежку получали, – делится она.

Туалет с железной дверью превратится в арт-объект.

Рядом – крохотная комната, предназначение для которой выбрали не сразу.

– Здесь будем диафильмы смотреть, – говорит Ирина. – Она в принципе такая, что здесь можно менять какие-то вещи. Сделать проявочную для фотоплёнки, например. Поначалу я долго думала, что из неё сделать – такая бестолковая комната, маленькая, непонятная и пол ещё такой страшный. А потом люди начали предлагать свои идеи.

Есть в здании ещё одно небольшое помещение, которое сгодится для сувенирной лавки или гардероба.

На втором этаже уже почти докрасили все стены.

На втором этаже ремонт почти закончили, правда, ожидалось, что стены будут оранжевыми, а они отдают розоватым оттенком.

– У вас есть дизайнер?

– Есть человек, который вызвался помочь, подсказать. Понимаете, людям интересен проект, и приходят те, кто может просто помочь. Я им сразу говорю: денег нет, за интерес.

– Планируете проводить экскурсии и рассказывать историю каждого экспоната?

– Мне кажется, даже интереснее, если люди посмотрят и не сразу сообразят, что перед ними. Мы подскажем, объясним, что это маникюрный набор, а это фен, но вот экскурсии я не планирую. Для иностранцев – хорошая вещь, и вводную экскурсию можно провести. Хочется привлечь профессиональных гидов, я на них большие надежды возлагаю. Тут ведь потом могут все время провести – и взрослые, и студенты, и дети, чтобы поняли, как раньше хорошо было, и как сейчас хорошо стало. Нет желания идеализировать то время, есть желание показать, как было, чтобы не забывали. Понять, что 95% вещей в этом музее уже в принципе не существует, их не производят, ими не пользуются. Они артефактами стали.

С каждым чемоданом можно играть в увлекательное "о, у меня такое было!"

Экскурсии по музею предполагаются долгие, так что комната с едой здесь точно не помешает.

– Всё пытаюсь найти людей, которым было бы интересно небольшое кафе здесь сделать, какой-то общепит. Готовить здесь нельзя, только если разогревать. Но те, кто приходил – отказывались, посчитав, что на ремонт много уйдёт, пока не решаются. Кто-то сомневается в том, будет ли работать музей. Пока найти не могу, если что, сделаю сама на первое время. Поставлю стол, будем пить чай из советских стаканов с баранками. Посуды, кухонной утвари пока много – есть и хрусталь, и тарелки, и посуда, и бидоны, и даже самовары. Антуража достаточно.

В комнате, которую хотят отдать под кафе, стоит сервант.

– Обязательно будет целая игровая комната, где можно будет поиграть родителям с детьми, в настольные игры, в резиночки попрыгать. Им не так много лет, но они выглядят раритетными. К некоторым играм нужны батарейки, но надо искать, если аналоги современные, – отмечает Ирина.

В Музее всегда найдётся место играм.
Уличный рупор.

– Может, стоит перенять опыт у Музея социалистического быта в Казани?

– У них нет смысла опыт перенимать, потому что, насколько я знаю, им помогала администрация. Я лучше с другими какими-то местными пообщаюсь, хочу в Барабанный дом сходить – подружиться, с Колядой хочу познакомиться, он же тоже сам по себе. Просто тема-то интересная, людям интересно поговорить про это и вспомнить. Эта сфера ещё пустая, жалко, что пропадает. На помойку все вещи перекочуют.

– Можно уже сказать о дате открытия? Какие ближайшие планы?

– В этом месяце хочу закончить ремонт. Планирую сходить в центр развития туризма, рассказать туроператорам об этой идее. Посмотрю на их реакцию, может быть, какой-нибудь туристический маршрут придумают.

Сейчас на Музей советского быта запустили сбор средств.

На этом устройстве всё ещё можно попытаться посчитать.
Плёнка с предупреждением "не открывать!".

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления