Наталья Орлова - главный экономист "Альфа-Банка", входит в консультативный совет по вопросам денежно-кредитной политики при председателе Банка России, окончила экономический факультет МГУ по специальности кибернетика и имеет магистерскую степень французского университета Клермон-Феррана. В 2007 году была признана лучшим аналитиком по банковскому сектору, по версии "РБК.Рейтинг", а в 2008 году признана наиболее цитируемым аналитиком фондового рынка, по версии компании "Медиалогия".
Сегодня, 17 апреля, Наталья Орлова в Екатеринбурге встретилась с журналистами и рассказала о текущей экономической ситуации в России, о том, что происходит на рынке труда, когда закончится "оздоровление банковского сектора" и как России пригодится национальная платёжная система. Самое интересное E1.RU сложил в колонку.
В России сейчас 900 банков, и разговоры о том, что это количество нужно сокращать, идут давно. Просто пришло новое руководство ЦБ и активно взялось за этот процесс. Мелкие региональные банки действительно чаще всего лишались лицензии. Но нужно понимать, что продвижение крупных федеральных банков в регионы, а международных - в Россию - это общемировой тренд. Экономическая ситуация толкает мелких игроков к росту эффективности. Те банки, у которых реальный бизнес, могут попытаться это сделать. Но есть и те, кто занимается не совсем добросовестной деятельностью, или масштаб бизнеса ничтожный. Это естественный отбор. Притом, что у нас 900 банков, а с прошлого лета забрали около 30-40 лицензий, я не вижу никакой катастрофы. Все аналитики последние годы сходятся во мнении, что в России должно быть 300 - 500 банков. У нас на 200 банков приходится 95% рынка. Поэтому на остальные 700 банков приходится всего лишь 5%, и среди них много тех, кто не очень понятными делами занимается.
Присоединение Крыма уже сейчас спровоцировало ослабление бюджетной политики. В этом году за первый квартал рост бюджетных расходов составил около 8%. Хотя по всему году был план роста в 5%. На 50% выросли расходы на финансирование оборонного сектора. Мы находимся в ситуации, когда присоединение Крыма дало толчок к дополнительному росту бюджетных расходов. В краткосрочной перспективе это слегка поможет экономическому росту, но будет чревато инфляцией и дополнительно будет раскручивать маховик индексаций. В 2007 году у нас бюджет был сбалансирован при цене на нефть в 60 долларов за баррель. В прошлом - 114 долларов за баррель, а в следующем - 120-130 долларов. Мы тратим нефтяные ресурсы на то, чтобы финансировать внутренние проекты, но, поскольку это не ускоряет экономический рост, в России растёт чувствительность к ценам на нефть.
В прошлом году в России прошло замедление экономики почти по всем показателям. Замедлилась розничная торговля, инвестиции ушли в минус. Единственный индикатор, который не изменился - отток капитала. Экономика работает медленнее, но всё активнее идёт экспорт капитала из России. Отток капитала говорит об ограниченных инвестиционных возможностях. Бизнес предпочитает не расширяться, а откладывать деньги в сбережения. Часть - внутри России, часть - за рубежом.
С 2007 года произошло очень значительное увеличение доли социальных расходов в общих расходах бюджета - с 45% до 60% в 2012 году. В госсекторе происходит и индексация зарплат, и индексация социальных выплат. Это говорит о том, что с момента кризиса государство стало занимать более активную позицию по поддержке потребительского спроса. В госсекторе работает около 20 миллионов человек, и около 40 миллионов у нас пенсионеры. Из 140 миллионов – это большая электоральная база, которая полагается и рассчитывает на государство. И вот такая госполитика поддерживает положительные потребительские ожидания.
Как компании будут зарабатывать в текущей экономической ситуации? Это большой вопрос в этом году. Нестабильность валютного курса заставляет их урезать инвестиционные проекты и большие ресурсы направлять на увеличение валютного депозита, в попытке заработать хотя бы на переоценке. В этом году инвестиции сократятся ещё сильнее, чем в прошлом. Темпы роста розничной торговли в России не дают экономического роста, в связи с тем, что мы потребляем много импортной продукции. Торговля растёт, но отечественные производители получают от этого очень небольшую часть. Рост нашего потребления сейчас стимулирует в основном иностранных производителей. Теоретическая возможность импортозамещения есть, но вопрос в том, как это сделать. Чтобы заместить импорт, нужно производить что-то более конкурентное, чем они: лучшего качества и по более низкой цене. В текущей ситуации это достаточно проблематично. У российских компаний есть большой вес издержек, трудовых выплат, в том числе административных издержек, которые делают бизнес не очень рентабельным.
По национальной платёжной системе решение уже принято, но нужно помнить, что всё это появилось не вдруг в марте. Это обсуждается много лет, но ситуация с Украиной стала толчком для активизации этой дискуссии. Все очень любят ссылаться на Китай, что там есть своя платёжная система. Но всё дело в том, что мы создаём свою систему в то время, когда наша экономика уже опирается на Visa и MasterCard. У нас уже ёмкий рынок, который обслуживается этими картами. Получается, что мы будем создавать дубликат системы, которая уже работает. Весь вопрос в том, как сейчас будет складываться экономический диалог на фоне Украины. Если бизнес будет поддерживать диалог, то национальная платёжная система будет работать для очень локального применения. А вот если будет какая-то эскалация и напряжённость в экономическом поле, то у нас будет возможность обезопасить российские платежи, и мы сможем чувствовать себя комфортнее.