В июле 2010 года Детской художественной школе N1 присвоено имя русского художника и педагога, мастера исторической, жанровой и портретной живописи - Павла Петровича Чистякова (1832 - 1919гг.). Об этом рассказали представители учебного заведения.
Художественно-педагогическая система Чистякова, учениками которого были В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов и В. Н. Суриков, сложилась в постоянной борьбе с устаревшей системой академизма и сыграла огромную роль в развитии реализма в русском искусстве второй половиныљXIX в.
Задачей Чистякова была подготовка художника-гражданина, обладающего высоким профессиональным мастерством; его педагогический метод предполагал слияние непосредственного восприятия натуры художником с её научным изучением.
В творческой практике Павел Петрович стремился к драматизации исторического сюжета и психологической насыщенности образного строя в исторических и жанровых портретах ("Голова чучары", 1864, Русский музей, Ленинград; "Боярин", 1876, Третьяковская галерея, Москва).
"Чувствовать, знать и уметь полное искусство" вот кредо настоящего мастера, полагал Чистяков. Художник должен постоянно учиться у природы, "черпать же все только из себя...".
По словам В. Васнецова, Чистяков был "посредником между учеником и натурой".
Врубель, которого разочаровало преподавание в академии, и который считал, что его учат безжизненным штампам и схемам, обучение у Чистякова называл формулой живого отношения к природе.
Серов вспоминал, что его первым заданием, полученным от Чистякова, было нарисовать листок скомканной бумаги, небрежно брошенной на пол. Поначалу такое упражнение показалось Серову смешным и даже обидным, но он начал рисовать и не смог справиться. Для решения этой задачи одного таланта оказалось мало, нужны были знания.