E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -2

4 м/c,

южн.

732мм 57%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Образование опрос Сколько Байронов и Эйнштейнов сломала школа? Лучшие директора Екатеринбурга — об отстающих учениках

Сколько Байронов и Эйнштейнов сломала школа? Лучшие директора Екатеринбурга — об отстающих учениках

Читаем эссе лучших директоров страны о том, как сделать школу без аутсайдеров.

Директора сошлись во мнении, что не ребёнок должен приспосабливаться к школе, а школа к нему.

Шесть екатеринбургских педагогов попали в число лучших директоров России. Со всей страны выбрали тридцатку лидеров, и пятая часть списка — педагоги из Екатеринбурга. Одним из заданий, которые дали жюри участникам, традиционно стало эссе. Директоров попросили порассуждать на непростую тему «Школа для отстающих».

Мы попросили педагогов поделиться своими мыслями на эту тему, трое из шести директоров согласились показать свои работы, и мы выбрали из них, на наш взгляд, самые интересные моменты.

Директор 107-й школы Светлана Камка

«Мне близка позиция Е.А. Ямбурга, который считает, что сегодня «не ребёнок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребёнка», вне зависимости от его физического и психического здоровья. Миссия 107-й школы заключается в том, чтобы создать массовую общеобразовательную школу, где реальные образовательные маршруты могут быть у каждого ребёнка, где каждый найдёт свою нишу. Для нас это особенно важно в нашем социуме, потому что взаимная агрессия, ненависть, непонимание — это тяжёлые проблемы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Педагогика — это наука, технология и искусство, которые позволяют ребёнку быть свободным и творческим. Атмосфера школы, её дух, традиции, взаимоотношения людей — та ценностная вертикаль, которая лежит в основе школы. Если брать технологическую идею, то идеал — это действительно индивидуальная траектория развития каждого ребёнка, индивидуальный образовательный маршрут, и мы к этому идём.

«Миссия нашей школы — создать массовую общеобразовательную школу, где реальные образовательные маршруты могут быть у каждого ребёнка, где каждый найдёт свою нишу», — написала в своем эссе Светлана Камка.

Сегодня образование — есть сфера услуг, а педагогическая деятельность — вид экономической деятельности. Как школе научиться жить и эффективно работать в новых условиях? Это ещё одна непростая задача, стоящая перед директором и коллективом школы. Но если коллектив обладает позитивной энергией, объединён общими идеалами, целями, ценностями, то он способен в рамках любой системы создать уникальную школу — школу без отстающих: детей и взрослых».

Директор 137-й школы Светлана Палкина

«Каждая личность индивидуальна. История знает много ярких и выдающихся примеров, когда неуспешный ученик становился легендарным путешественником, талантливым поэтом или художником, выдающимся физиком… Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Эйнштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь, Пушкин. И только их свобода и критичность мышления, познавательная активность не позволили остановиться развитию и на всю жизнь остаться с клеймом «неуспевающий».

Сколько таких личностей сломала школа, потому что они другие, находящиеся выше понимания педагога и моделей поведения, описанных в педагогической психологии? Образовательные стандарты — это хорошо, они дают возможность учиться без границ в любой школе России. Но часто именно ими руководствуются, определяя отстающего ученика. Сейчас российская школа рассчитана на среднестатистического обучающегося. Другому — не среднему, имеющему одаренность и таланты, или особые образовательные потребности, в такой школе может быть некомфортно. Педагоги такой школы ограничены общими условиями и требованиями, вынуждены в какой-то момент предоставить результаты педагогической работы. Требования жёсткие и безжалостные: «не научился читать с заданной скоростью» — значит плохой, «не умеешь решать задачи» — отстающий, «не можешь запомнить стихотворение» — неуспевающий, продолжу — «твоё мнение не сходится с мнением в учебнике» — ты противостоишь всей образовательной системе.

«Нужно только увидеть в детях их будущий путь и подсказать верное направление, в котором этот шаг им предстоит сделать», — говорит Светлана Палкина.

Такая ситуация характерна для «городских» школ и не зависит от имеющегося статуса массовой общеобразовательной школы, гимназии или лицея. В «сельской» школе всё по-другому и всё сложнее…

История моей школы насчитывает десятки лет. Сотни выпускников, несколько поколений талантливых педагогов, тысячи уроков. Очень важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в образовательном учреждении, как дома: это должно быть такое место, куда и много лет спустя можно будет возвращаться за советом и поддержкой. А значит, уже во время учёбы педагогический коллектив должен создать такую атмосферу, где каждый ученик не будет бояться высказывать своё мнение, быть в чем-то «не таким, как все», потому что будет уверен, что и его услышат и поймут. Я верю, что с помощью применения верных управленческих стратегий и решений можно будет добиться того, чтобы понятие «отстающие» было неприменимо к ученикам моей школы.

Нужно помогать детям раскрывать их сильные стороны, потому что они есть в каждом. Современная школа — это школа возможностей, в ней каждый ребёнок Личность, в ней каждый результат — это достижение и преодоление, и шаг вперёд. Нужно только увидеть в детях их будущий путь и подсказать верное направление, в котором этот шаг им предстоит сделать».

Директор 43-й школы Елена Белова

«Очень жаль… по условиям конкурса нельзя использовать в эссе рисунки. Жаль не потому, что я люблю рисовать, а потому что я филолог и мыслю образами, поэтому первое, что пришло в голову, когда я прочитала тему, предложенную в этом году конкурсантам, это картинка.

Внимание, включаем воображение! Очень высокая гора, по которой поднимается человек. Это директор школы. Гора — метафора успешности, где-то на её вершине мифическое «счастье»: высокие рейтинги, привлекательный контингент, средства на развитие организации и даже… (может быть!!!) новое здание. Директор идёт уверенно и даже достаточно бодро: ноги движимы в первую очередь желанием не отстать. Остановишься на минуту, и кто-то другой достигнет вершины раньше: первым сдаст необходимые отчёты, среагирует на запросы, лучше подготовится к очередной проверке. Иду ли я так же уверенно к вершине, как этот директор? Нет, мне что-то мешает… И отстать нельзя. Бог с ним, если бы дело только меня касалось (я, к счастью, по природе своей независтлива и умею радоваться за других), но ведь за мной школа. И это не здание, а люди: 715 учеников, 60 сотрудников, больше 1000 родителей… Имею ли я право на то, чтобы и они все вместе со мной попали в «отстающие»? Что вообще понимать под этим словом? Отстающий — тот, кто не успевает за заданным темпом? Оказался последним? Не успевает за другими? Не достиг необходимого результата? Развивается медленнее, чем остальные? Не видит конечной цели, а потому не торопится?

«Директорами становятся не тогда, когда «пришло время, назначили, больше некому» (нужное подчеркнуть), а тогда, когда есть идея. Моя идея проста: школа «без отстающих» — это «школа территории культуры» во всех смыслах этого замечательного слова», — признаётся Елена Белова.

Что не даёт мне шагать так же бодро, как мой воображаемый директор? Иногда мешают ходить по земле крылья… В моем случае виновата голова, в которой так много идей, планов, мыслей, задумок для преобразований… Она, как рюкзак за спиной, тянет с горы вниз. Ноги поспевают быстрей головы, и моё восхождение превращается как бы в движение вниз головой. Если идти вниз головой, то это не вперёд, а скорее назад. Любому нормальному человеку понятно, что это отдаляет от успеха. Как не отстать самой и не дать отстать остальным? Если крылья мешают ходить, нужно летать, но с уверенностью, что на земле ты подготовил место, опустившись на которое, ты сможешь твёрдо встать на ноги. Если в голове так много задумок, нужно творить, научившись сопрягать значимое, наполненное смыслом, с прозой управленческой практики директора современной школы. Главное, в гонке за результатом не потерять «смыслосообразность». Не отчётам, проверкам, ремонтам посвятить свою жизнь. Это точно не цель моей управленческой деятельности. И «директор вниз головой» — это тоже точно не я. Хочется работать, создавая смыслы. Именно в такой управленческой деятельности вижу путь к «школе без отстающих».

Мне очень близка мысль о том, что директорами становятся не тогда, когда «пришло время, назначили, больше некому» (нужное подчеркнуть), а тогда, когда есть идея. Моя идея проста: школа «без отстающих» — это «школа территории культуры» во всех смыслах этого замечательного слова».

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU, Елена БЕЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления