Университеты Екатеринбурга вот уже две недели как снова перешли на дистанционное обучение. Среди них — УрФУ, который одним из первых ушел на дистант сам, что вызвало у студентов-платников возмущения, на которые ответил декан журфака. Так в чём проблемы дистанционки, нужно ли делать платникам перерасчет и действительно ли с дистанционным обучением падает качество образования? Отвечают преподаватель и студенты УрФУ с разным опытом.
Георгий Мельниченко, студент с двумя дипломами:
— С дистанционкой я в этом году столкнулся впервые. Я бы назвал такое положение дел... спорным. С одной стороны, больше возможностей: ты можешь одновременно слушать лекцию и открывать источники и иллюстрации на соседних вкладках. К тому же слушать лекцию по философии, закутавшись в пледик с кружкой чая, — это самое то. Но еще становится гораздо проще проспать пару, забыть о ней или просто прекратить слушать. Качество обучения, на мой взгляд, падает, но это вопрос не самой дистанционки, а ее организации. Никто не был к ней готов. Не хватает невербального общения, бывают проблемы с подключением, а на семинаре преподаватель может банально не расслышать твоего ответа и принять его за ошибочный.
«Естественно, мне как контрактнику не хочется платить за систему, которая не работает»
Я могу обвинить университет в том, что он издевается над студентами, обвинить государство в том, что оно не заботится о народе, могу обвинить студентов в саботаже, и всё это будет правдой, но что с того? Остается терпеть и налаживать систему. Дистанционное обучение необходимо. Люди умирают. Как нужно — лучше сделать сейчас, а как было правильно — разберемся потом.
Лю Ифэй (имя изменено по просьбе девушки), студентка из Китая:
— Я прилетела в Россию год назад, но главной проблемой для любой формы обучения для меня до сих пор остается русский язык. С одной стороны, плюс дистанционки в том, что для меня уютнее сидеть дома. С другой — так мне сложнее сосредоточиться. Может быть, качество обучения и падает, но это зависит от самих студентов. Даже если у дистанционки есть минусы, это абсолютно необходимая мера. На мой взгляд, в России этих мер крайне недостаточно.
«Я была в Китае в феврале, и в городе, в котором было всего 18 инфицированных, на улицах никого не было»
Если кто-то бродил по улице, то его преследовала полиция. Позже, когда дела пошли на поправку, даже 80-летнюю бабушку выгоняли из автобуса, если она пытались сесть в него без маски. В России я не вижу этого. Я могу только надеяться, что в России всё будет хорошо.
Евгения Курбатова, первокурсница:
— Я училась на дистанционке последние полгода школы, и я могу сказать, что в университете дистанционное обучение организовано гораздо лучше. В школе было тяжело: одни учителя задавали нам ужасно много материала на самостоятельное изучение, другие, наоборот, «забивали» на наше обучение и не проходили с нами почти ничего. В университете всё проходит так же, как происходило бы вживую, только в онлайн-формате. С технической точки зрения всё организовано очень удобно, и все пары проходят по расписанию.
«Дистант дает тебе возможность самому распоряжаться своим временем»
У тебя больше времени на сдачу заданий, ты всегда можешь посмотреть запись пропущенного занятия. Однако у всего две стороны. В такой домашней обстановке слишком легко расслабиться, и становится очень важной самодисциплина. Качество образования, по-моему, никак не падает: те же самые преподаватели дают студентам ту же самую информацию. Иногда бывает, что у преподавателя недостаточная скорость интернета и возникают проблемы со связью, но в основном весь преподавательский состав вполне справляется с дистанционным обучением. Всё зависит только от самого студента, так что платникам, по-моему, не за что делать перерасчет. Дистант — необходимая мера. Лучше перетерпеть некоторые неудобства, чем рисковать своим и чужим здоровьем.
Сергей Пургин, кандидат философских наук, преподаватель:
— Тотальный, полный дистант, безусловно, снижает качество обучения. Живого общения в процессе обучения ничто не может заменить. Так что да: требования студентов-платников на перерасчет я считаю обоснованными. Но полный дистант — это временная мера. Для меня самым сложным остается обращение с программами: сказывается отсутствие необходимой технической выучки. Однако во второй раз переходить на дистант было гораздо проще, чем в первый. Преподавательский состав предупредили о нем раньше, чем студентов, и мы были готовы. В чём-то дистант даже полезен: например, его можно использовать для организации неофициальных преподавательских семинаров. Мы с коллегами проводим греко-латинские семинары, читаем авторов. Очень удобно проводить их в дистантной форме… Для студентов же главное — всё то же, что и обычно: готовиться к занятиям, участвовать в дискуссиях и стремиться к заинтересованному присутствию в учебном процессе. Дистант сейчас необходим.
А на днях мы рассказывали о студентах аграрного университета, которые пожаловались, что их не переводят на дистант, хотя всем вузам порекомендовали из-за коронавируса временно отказаться от очного обучения. При этом соблюдать меры эпидбезопасности, по словам студентов, в УрГАУ проблематично.