E1
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+8°

пасмурно, без осадков

ощущается как +6

1 м/c,

вос.

743мм 40%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Образование эксперт Больше никаких любимчиков! В школах Екатеринбурга начнут ставить оценки по-новому

Больше никаких любимчиков! В школах Екатеринбурга начнут ставить оценки по-новому

Рассказываем, что изменится в жизни наших детей и зачем это всё надо

Зачем нужна новая система оценивания в школах, E1.RU рассказала директор «Дома учителя» Алена Крюкова

В Екатеринбурге грядет большая реформа образования: во всех школах города с сентября 2025 года пятерки, четверки, тройки и так далее будут ставить по критериальной системе оценивания.

Для каждого предмета и конкретного задания разработают матрицу, опираясь на которую, учителя будут выставлять отметки в дневники и журналы. Сами оценки останутся такими же, но теперь дети будут знать, по каким критериям педагог принимает решение и что надо было сделать, чтобы получить наивысший балл.

Почему решили изменить систему?

Эта идея не так уж и нова — подобная система описана в федеральных образовательных стандартах (ФГОС) с 2014 года. По сути, это обязательное требование к каждой российской школе. Дело в том, что разработка новых правил оценивания легла на плечи учителей, а заниматься этим простым педагогам некогда. Поэтому с сентября 2023 года в Екатеринбурге решили, что методические комплекты по критериальному оцениванию подготовят в ресурсном центре под руководством методистов «Екатеринбургского Дома учителя».

Перед лучшими учителями города поставили задачу — разработать комплект матриц для всех видов школьных заданий с первого по восьмой класс с учетом того, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте. Помогает педагогам Марина Битянова — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета, руководитель команды разработчиков системы критериального оценивания.

Благодаря новой системе дети будут понимать, почему они получили ту или иную отметку

Зачем нужны критерии?

Критерии, прописанные в матрицах, призваны убрать из системы образования всё субъективное. Вспомните сами: вам никогда не казалось, что один учитель относится к детям слишком мягко, а другой требует, чтобы все знания о предмете отскакивали от зубов днем и ночью? И оценки ставят по-разному. Больше такого не будет.

— В школах работают разные педагоги. У учителя русского языка в пятом классе свое понимание, за что он будет ставить тройки, четверки, пятерки. А если в шестом классе при каких-то обстоятельствах ребят взял другой педагог — у него будут другие требования, — объяснила E1.RU Алена Крюкова, директор екатеринбургского «Дома учителя».

И ребенок теряется в этой ситуации, ему приходится привыкать к новым требованиям, для него это некомфортно.

Важно, что матрицы оценивания будут одинаковыми для всех школ города. Это значит, что у всех учителей будут единые требования к любой работе по любому предмету.

И тогда, если семья переехала в другой район Екатеринбурга или ребенка перевели в другой класс внутри школы, у него не возникнет проблем с адаптацией. И оценки не станут вдруг, неожиданно для родителей, хуже или лучше.

О том, как будет работать система критериального оценивания, E1.RU рассказала директор «Дома учителя» Алена Крюкова

К тому же критерии позволят школьникам легче адаптироваться к экзаменам, так как все матрицы будут разработаны вплоть до девятого класса и соотнесены с требованиями на ОГЭ. Понимание того, за что именно ребенок получает тройку или четверку, должно поднять мотивацию детей к учебе, так как они будут знать, что им еще нужно сделать на заветную пятерку.

К тому же критерии позволят школьникам легче адаптироваться к экзаменам, которые давно оцениваются в баллах, так как все матрицы будут разработаны вплоть до девятого класса. Понимание того, за что именно ребенок получает тройку или четверку, должно поднять мотивацию детей к учебе, так как они будут знать, что им еще нужно сделать на заветную пятерку.

— Не всем детям легко получить пятерку, при этом никто из учителей не ставит единицы, а двойки никого еще ни к чему не стимулировали. И поэтому самые распространенные оценки у школьников — тройка и четверка. Еще педагоги ставят три с плюсом или четыре с минусом. Почему? Потому что не прописаны четкие критерии оценки.

Отсюда же огромное количество недовольных родителей, которые говорят: «Вы поставили моему ребенку отметку необъективно»

Пример: работают несколько педагогов в одной параллели пятиклассников. И для одного учителя отметка «хорошо» — это одна картинка, для другого — другая. Вот для того, чтобы дети четко понимали, за что в разных видах предметной деятельности — в сочинении, устном ответе, работе с картой — им ставится та или иная отметка, нужно критериальное оценивание, — объяснила эксперт.

Как это будет работать?

Предполагается, что учителя будут знакомить детей с матрицами в начале урока или перед тем, как дать то или иное упражнение. А после ребенок с помощью матрицы сможет оценить, что он сделал не так, — это развивает навыки формирующего оценивания.

— Ребенок будет понимать, что не просто так ему тройку ставят. Он может получить и четыре, и пять, если выполнит заданные критерии. Случается, что в восьмом классе ученик получает по предмету пять, а ОГЭ пишет плохо. И это проблема: в девятом классе экзаменационную работу проверяют по кодификаторам, а у учителей оценки свои, другие.

И получается, что педагог оценивает ребеночка так, как считает нужным, а в девятом классе он пишет ОГЭ на низкий балл.

Вот для того, чтобы наши дети были подготовлены, спокойно сдавали все экзамены, и нужны матрицы оценивания, — отметила Алена Крюкова.

Некоторые задания будут оценивать в баллах, а уже потом баллы переведут в привычную для детей отметку в тетради

Для примера можно взять любой тип школьного задания — например, сочинение. Здесь будет оцениваться соблюдение норм русского языка, следование заданной теме и ее раскрытие. А еще у учителя наконец-то будет возможность поднять оценку ребенку за его творческий потенциал, собственную уникальную идею.

— Таким образом мы очень мощно мотивируем детей, которые идут своим путем. Сегодня старый подход не позволяет оценить креативные подходы детей, а в критериальной матрице можно будет оценить любой вид деятельности. Это одно из требований к отметке «отлично», — подчеркнула директор «Дома учителя».

Некоторые задания педагоги сначала будут оценивать в баллах, которые потом пересчитают в удобный формат оценки — привычные двойки, тройки, четверки и пятерки.

— Я двадцать два года проработала директором 47-й гимназии, и все последние семнадцать лет в нашей гимназии действует критериальная система оценивания. Мы увидели, что дети, которые знают критерии оценки, могут сами управлять своей успешностью. Сегодня требования и задачи у образования другие: никому не нужны знания, которые ребенок и так может найти в интернете, поэтому давать только готовые знания на уроках нет никакого смысла. Главное сегодня развить у ребенка критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки, ему это в жизни пригодится. И на этом делается акцент, а знания ребенок получит, школу окончит — и половина этой информации ему будет не нужна, — уверена Алена Крюкова.

Как вы думаете, поможет ли новая система школьникам получать хорошие оценки?

Да, это отличная идея
Нет, опять придумали какую-то ерунду
У меня нет детей-школьников, мне всё равно

В конце прошлого года в 18-й школе Екатеринбурга изменили систему подсчета оценок за четверть. Теперь, чтобы получить пятерку, придется попотеть: у потенциального отличника средний балл по предмету должен быть не ниже 4,7. Еще в нескольких школах появились хитрые мультисмены, которые начинаются в середине дня. Власти уверяют, что это не третья смена, но из-за нового распорядка детям пришлось бросить кружки и секции.

А другим ученикам задали необычное домашнее задание — взломать банковские карты родителей.

Прочитайте наш большой обзор о том, как организована безопасность в школах Екатеринбурга. Еще мы разбирались, кто на самом деле кормит учеников (это многомиллионный бизнес). И изучили, сколько в городе зарабатывают учителя: от этих цифр очень грустно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED10
Гнев
ANGRY25
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления