Ковидно-карантинная реальность последних двух лет показала нам особенное кино — с другими эмоциями, акцентами и смыслами. Психолог Анна Журба в своей колонке поделилась тем, какие фильмы, вышедшие в последнее время, показались ей наиболее эмоционально неоднозначными и цепляющими.
«Еще по одной»
Европейская эстетика кризиса среднего возраста
Получивший невероятное количество европейских наград и заслуженного «Оскара» комедийно-драматический фильм режиссера Томаса Винтерберга — совместное произведение Дании, Нидерландов и Швеции со звездой «Ганнибала» и «Рыцарей справедливости» Мадсом Миккельсеном в главной роли.
Четверо друзей, которым перевалило за сорок, сталкиваются с традиционным набором кризисов: жена и дети перестали их замечать, карьера уперлась в стеклянный потолок, будущее выглядит тусклым и безрадостным. Герои решают проверить гипотезу ученого и психотерапевта Финна Скэрдеруда о том, что содержание 0,5 промилле алкоголя в крови помогает человеку повысить эффективность и уровень счастья.
Тема алкоголя и связанных с ним приключений — лишь фон для того, чтобы поговорить о том, как стать счастливым, если тебе уже исполнилось сорок. Сколько бы мы ни повторяли себе, что на пятом десятке жизнь только начинается, в глубине души мы в это не верим. Дети, нелюбимая работа, день сурка из года в год — мы как будто специально отказываемся от своего права быть самими собой. Забываем, чего хотим именно мы, о чем мечтаем. Главный герой фильма Мартин так и говорит на дне рождения у друга: «Я уже забыл, когда мне было хорошо».
«Без спецэффектов и супергероев, просто через феноменальную игру актеров фильм пытается нам рассказать о том, что реально вспомнить, кто ты такой»
Как ты танцевал, как был интересен ученикам и собственной семье, как мог познакомиться с привлекательной женщиной. Что всё это осталось внутри тебя — просто нужно вспомнить дорогу туда, к себе самому.
«Власть пса»
Кризис ложной маскулинности
Американский фильм режиссера Джейн Кэмпион, основанный на одноименном романе малоизвестного писателя-южанина Томаса Сэвиджа, вышедшем в 1967 году, не только собрал потрясающий актерский состав (в главных ролях — Бенедикт Камбербэтч, Кирстен Данст и Джесси Племонс), но и победил антиковидные ограничения. Съемки удалось возобновить после карантина, а сама лента вышла не на большом экране, а на одном из крупнейших стриминговых сервисов.
Сюжет, на первый взгляд, прост. Два брата владеют самым крупным ранчо в Монтане. Когда младший, Джордж, женится на вдове Роуз, которая переезжает к братьям на ранчо, старший, Фил, чувствует себя преданным и затевает войну против нее и ее застенчивого, тихого сына.
«Финал фильма оказывается неожиданным даже для зрителей с самой смелой фантазией»
В эту картину изначально заложена неоднозначность из-за того, что грубого, не моющегося месяцами хама и садиста Фила сыграл один из самых интеллигентных актеров современности Бенедикт Камбербэтч. Его герой воплощает классическую мужественность, он жесток, умел и практичен. Он скачет на коне, собственными руками избивает и кастрирует животных на ферме, сдирает шкуры и курит самокрутки. Тогда почему именно он оказывается самым одиноким и надломленным из всей семьи?
Режиссер и актеры попытались показать нам, что эпоха вульгарной маскулинности миновала, что самые сильные из нас могут быть и самыми несчастными одновременно, а под маской слабого и нуждающегося в защите существа могут прятаться самые жестокие демоны. В битве между грубой силой и тонкими манипуляциями Фила ждет оглушительный проигрыш. И, может быть, именно он был самым слабым и нуждающимся в понимании?
«Матрица. Возрождение»
Насколько на самом деле глубока кроличья нора
Четвертая часть знаменитой франшизы о Матрице, Нео и Тринити стала одновременно самым большим разочарованием и самым душераздирающим откровением уходящего года. Больше двадцати лет фанаты истории о том, как избранный спасает человечество от власти машин, жили в собственной вселенной — с цитатами, фанфиками, скрытыми смыслами и символами. От возвращения любимых героев ждали сразу всего — и ничего. После появления фильма на большом экране соцсети взорвались противоположными оценками — от возмущения и раздражения до ностальгических слез в глазах.
Комментируя выход нового фильма, Киану Ривз сказал: это будет фильм о любви. И это оказалось чистейшей правдой. О любви к этой истории как таковой: флешбэки, вшитые в фильм, возвращают нас в 1999 год, когда казалось, что мы вот-вот узнаем правду и мир изменится к лучшему. О любви между двумя уже немолодыми, очень уставшими от не своей жизни надломленными людьми, у которых хватило силы быть вместе.
«В фильме больше нет глубоких смыслов и гениальных диалогов, которыми славились первые три части, но в нем есть нечто не менее важное»
Даже если ты знаменитый гейм-дизайнер или многодетная мать, можно вырваться из замкнутого круга и прыгнуть вместе в ту жизнь, которую ты так долго искал. Кстати, Киану Ривз подтвердил, что в знаменитой сцене, где он вместе с Тринити прыгает с крыши, они реально выполняли трюк пятнадцать раз — без дублеров и спецэффектов.
Ранее наш коллега с 59.RU делился своей рецензией на четвертую часть этой франшизы, которая вышла после 18-летнего перерыва. Попробуйте пройти тест для избранных и различить кадры из «Матрицы» и из других фильмов.
А для тех, кто не знает, что подарить на Новый год человеку читающему, обозреватель E1.RU сделал специальную подборку из десяти книг — будет из чего выбрать.