
В последнее время в России только и разговоров, что о сериале «Слово пацана». Вышла всего лишь пятая серия, а шоу навело уже столько шороха, что появились идеи о том, что его пора бы и вовсе запретить. Потому что отдельные зрители углядели в нем пропаганду бандитизма, насилия, криминального образа жизни и прочих явлений, с которыми стране как бы не по пути. Авторы проекта парируют в духе «да вы просто до конца не досмотрели» и обещают, что дальше у зрителей будет появляться лишь тотальное отторжение к уголовной романтике.
Мы, конечно, последим, как оно будет дальше, а пока решили посмотреть сериал с человеком, который не понаслышке знаком с «улицей». Представляться он по объективным причинам не стал, но послужной список нашего соседа по зрительному залу впечатляет: четыре судимости и ворох собственных историй, по которым можно снять отдельный сериал. Корреспондентам NGS.RU он рассказал, что увидел в «Слове пацана» и где нашел несоответствия. Делаем скидку на то, что в сериале действие разворачивается в Казани, а наш собеседник — из Новосибирска.
«На дискотеках бились страшно»
Сегодня нашему собеседнику под 50. Стремительно седеющая аккуратная борода и очки выдают в нем скорее интеллигентного профессора, чем человека с бурным криминальным прошлым. Но стоит ему войти в раж, как голос приобретает характерную хрипотцу, становится чуть сиплым.
Мы включаем ему первую серию «Слова пацана», и уже через несколько минут у него появляются вопросы. Действие сериала разворачивается в Казани, и наш герой нашел отличия с событиями, происходившими в Новосибирске.
— Так называемый казанский феномен — это огромное количество молодежных банд. То есть натуральные ОПГ, с лидерами, иерархией, структурой, общей кассой. Могу сказать за наш город: у нас я такого не встречал, — говорит наш собеседник. — Таких группировок, чтобы подтягивали школьников, я не встречал, хотя территориальное деление, безусловно, присутствовало. Конфликтовали, дрались, но не район на район, а двор на двор, улица на улицу, массив на массив, школа на школу, шарага на шарагу.
В «Слове пацана» довольно красочно показаны батальные сцены. В качестве оружия подростки используют буквально всё, что под руку попадется. В ход идут чайники, древки для вымпелов — прямо как в «Библиотекаре» Михаила Елизарова, в жестоких поединках нельзя использовать разве что огнестрельное оружие. Только если у Елизарова это правило было важно для того, чтобы потом легче было подстроить смерть по причине несчастного случая, то советской шпане было просто тяжелее ее достать.
Вот и наш герой говорит, что в ход во время противостояний шло что угодно. Причем студенты техникумов, которых согнали на очередной праздничный концерт во Дворец культуры, могли спокойно смотреть его все полтора часа, а сразу после него, на улице, слово за слово — и понеслась.
— Лица трещали от ремней: «речманы» (студенты речного техникума. — Прим. ред.) наматывали на руки ремни, бляхи болтаются, и айда рубиться. Потом заборы затрещали: это железнодорожники (студенты железнодорожного техникума. — Прим. ред.) метнулись выдирать доски с гвоздями. Месиво жесткое. А ведь полчаса назад сидели рядом, концерт смотрели, — вспоминает собеседник одну из таких массовых драк.

Следить за собой и быть осторожными пацанам конца 80-х — начала 90-х приходилось в обычной жизни практически всегда. Проблемы могли появиться в одну секунду: например, при переходе на другую сторону улицы.
— В моменте глядь — вокруг тебя уже три-четыре человека. Шмон устраивают: мол, плати за проход. К своим потом возвращаешься: «Пацаны, меня зашмонали. Надо идти». Пошли, у одного кроссовки забрали, у другого — цепочку. Идешь биться с тем, кто больше за***** [задирался]. Один раз это был пацан, с которым мы вместе на борьбу ходили в одну секцию, — рассказывает собеседник.
Такими набегами, по его словам, промышляли обе стороны. В милицию никто не обращался: писать заявления было «западло». Хоть бабушки на лавочке и называли их бандами, по сути организованными преступными группами, какие показывают в сериале, они не были, уверяет собеседник: не было «крещений», общих собраний, ярко выраженных лидеров.
— На дискотеках бились страшно. На разборки как ходили? Кинули клич по улице: кто пошел — тот пошел. Могло 30 человек собраться, а могло и 5. Всё по ситуации, — подчеркнул он.
Что интересно, в этой фразе наш собеседник практически процитировал слова героя Ивана Янковского из «Слова пацана».
«Слово пацана»
В сериале слово пацана сакрально. Усатый мент дядя Эдик дает его шпане, чтобы вызвать доверие, а вот один из юнбандов не может его дать дружбанам в подтверждение своим утверждениям, и те делают соответствующие выводы. Как оказалось, либо не везде слово пацана имело ценность, либо создатели сериала слукавили.
— Да это просто понт босяцкий. Конечно, просто так раздавать слово пацана было нехорошо, но это больше сводилось к обычному общечеловеческому правилу стараться держать свое слово. Пацанскими понятиями было легко манипулировать в общении с лохами — неуверенными в себе молодыми ребятами. Например, «обоснуй за пацана»: между собой баловались, придумывали поговорки всякие, не предъявляли никому, а лоха можно и на косяк (проступок, требующий компенсации. — Прим. ред.) через это вывести, и получить с него, — рассуждает собеседник.
При этом дружба и взаимовыручка не были пустыми словами.
«Кровь за кровь»
Зато эпизод с местью за погибшего друга в сериале, по словам нашего собеседника, красочно отражает реальность того времени: рядом с молодежью были так называемые старшие, многие из которых бравировали близостью к «воровским кругам».

— У нас я не слышал, чтобы эти приблатненные организованно подростков подтягивали. А если было известно, что кто-то из них наркоман, исход был вполне очевиден. Представляешь, твоего друга убили, а тут какой-то смотрящий, который по вене гоняет, рассказывает тебе за понятия. Ну что, ты его слушать будешь? Таких тогда всерьез особо не воспринимали, — рассуждает собеседник НГС.
В качестве примера мужчина приводит историю, когда он и три его друга отправились в соседний район «на тусовку». Один из них умудрился «пощупать» девушку местного авторитета. Когда романтическая линия вскрылась, пришлось спасаться бегством. В пути у машины, на которой скрывались пацаны, закончился бензин.
— Накосячил наш пацан. Мы его что, по понятиям должны отдать на растерзание? У нас тачка заглохла, они подлетают — бах, стёкла посыпались, нас давай бить через окна. Потом ездили на разбор, отстаивали нашего пацана. А как по-другому, если ты с ним каждый день шагаешь вместе? Откажешься от него — ты сам чухан, получается, — подчеркивает мужчина.
Предателей, по его словам, если не клеймили, то общение с ними обрывали сразу. Как и в сериале.
«Хау ду ю ду»
В одной из серий «Слова пацана» показывается, что парни не только дрались, но зарабатывали на жизнь наперстками. В такую ловушку угодила мать одного из пацанов — и проиграла шапку. Когда это вскрылось, юные бандюганы решили компенсировать ущерб. И не нашли ничего лучше, чем отобрать шапку у случайного прохожего на улице. Этим прохожим оказалась завуч школы, в которой учились некоторые пацаны. Причем один из них, Марат, перед нападением заводит с женщиной короткий разговор, обращаясь к ней на американской мове: «Хау ду ю ду».
— Ну это каким дебилом надо быть? Учительница тебя видит, ты трешься стоишь, потом бежишь и дергаешь у нее шапку. Маратик, ты дурак, что ли, оловянно-деревянный? — со смехом недоумевает постаревший «пацан».
Он признаёт: шапки у граждан в то время слетали со скоростью света. В ходу были норковые, песцовые, из енота. Их принимали круглосуточно, сдать можно было в течение часа после того, как заполучил. С женщин, уверяет собеседник, «не дергали»: хватало мужских.
— Многие приделывали шапки резиночками к верхней одежде, мы их срывали вместе с резиночками. Например, по ходу мероприятия: надо на дискотеку идти, а денег нет. Смотришь, фраер пьяный вываливает из кабака в ушанке. Я ему подножку поставил, он упал, я шапку с него снял и дальше пошел. Час-полтора — и с корешами уже на дискотеке, — рассказывает он.
«Где у вас тут лохи трутся?»
Гоп-стоп-рейды, показанные в сериале, когда главные герои ездили «на заработки» в Москву, — тоже былая действительность. По словам очевидца тех событий, такие набеги приходилось делать на «мажоров» в соседних районах. Кто-то снимал со своих жертв кроссовки, наш герой специализировался на куртках и дубленках.
— Приезжаешь, знакомого встречаешь: «Где у вас тут лохи трутся?» Он пальцем показывает. Подходишь, на нем кителёк (куртка. — Прим. ред.) козырный. Погнали по старой схеме: «Дай к девочке на свидание сходить. Завтра отдам» — и так далее. В итоге уходишь в хорошей вещи, сдаешь ее. Вот тебе и заработок, — объясняет наш собеседник.
Чуть позже, в начале 90-х, с массовым распространением наркотиков, по его словам, шпана переключилась на наркоманов. Их караулили в темных закоулках, когда они приезжали за «дозой». Ограбление наркомана не было подвигом, отмечает он, но и нарушением закона его никто не считал.
— К нам на «Шанхай» (так в Новосибирске называют жилой массив из сотни частных домов в Калининском районе. — Прим. ред.) даже таксисты боялись заезжать, потому что без машины можно было остаться. А если тачка приехала за белым (наркотиками. — Прим. ред.) — всё: бах, стёкла полетели. Вены покажи! Правую, левую руку. Оп, колешься? Приехал — расчехляйся, — эмоционально вспоминает собеседник.
«Это палка о двух концах»
Конечно, мы не могли не спросить у нашего собеседника, нужно ли запрещать «Слово пацана», как на этом настаивают те, кто считают, что сериал толкает подростков на кривую, скользкую и короткую преступную тропинку.
— Это палка о двух концах. Разумный подросток почерпнет для себя здравое зерно: что хорошо, а что плохо. Неразумный увидит преступные варианты. Всё идет от воспитания, от семьи. Какую картину мира нарисовал себе ребенок с помощью взрослых, ту он и будет разукрашивать, — авторитетно заявил наш собеседник.
А вы уже посмотрели «Слово пацана»?
















Достижения
Свой среди своих
Зарегистрироваться на сайте
Твой первый
Написать первый комментарий
Первая десятка
Написать 10 комментариев
Достижения
Свой среди своих
Зарегистрироваться на сайте
Твой первый
Написать первый комментарий