В апреле-мае нынешнего года по сравнению с декабрем-январем в розничных продажах водки в России вырос спрос на меньшие объемы. Как пишет газета "Известия", на 13% увеличилась доля бутылок емкостью 0,25 л, на 29% — 0,20 л. Доля 0,38 л увеличилась больше всех прочих — на 37%. Привычных поллитровок продали меньше на 3%. Такие данные приводит в своем исследовании компания Nielsen.
В абсолютном исчислении полулитровая бутылка остается самой популярной — на ее долю приходится около 59% продаж. Но тара 0,25 л уже заняла второе место, опередив 0,7 л (10,4% против 10%).
"Это рациональное, с точки зрения экономики, поведение потребителей в условиях сильного подорожания продукта. При росте цен покупатели либо отказываются от продукта, либо сокращают его потребление", — говорит руководитель алкогольной группы компании Nielsen Марина Лапенкова.
Как известно, с января 2013 года минимальные розничные цены на водку повысились на 30% — до 175 рублей за полулитровую бутылку. В итоге, по данным Росстата, розничные продажи водки за январь–май 2013 года упали на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — до 57,9 млн декалитров. Также в условиях роста цен потребители стали чаще выбирать небольшие бутылки.
Эксперт отмечает, что покупателям требуется определенное время, чтобы привыкнуть к выросшим ценам, а до того они выбирают продукт в упаковках меньшего объема, но по привычной или близкой к привычной цене. Рыночные игроки предвидели такой поворот и расширили ассортимент предложений.
В компании Nemiroff подтверждают, что на рынке крепкого алкоголя малые форматы берут верх.
"По нашим оценкам, доля формата 0,25 л в первом полугодии выросла почти на 15%, в то время как крупный формат по рынку в целом стагнирует", — говорит коммерческий директор "Немирофф Водка Рус" Татьяна Сырцева. По ее словам, в нынешней ситуации компания планирует в ближайшее время расширить линейку собственных торговых марок в России за счет выпуска напитков в бутылках 0,25 л.
Маркетолог Стас Кауфман (создатель брендов водок "Путинка", "Володя и Медведи", "Рублевка") в беседе с "Известиями" сообщил, что "уменьшительная" тенденция на рынке может столкнуться с противодействием розничных сетей.
"Сетевой рознице малые форматы не интересны, бутылки небольшого объема легче всего украсть", — объясняет маркетолог.
Отметим, что несколько дней назад глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко предложил установить минимальную цену на бутылку водки — 300 рублей.
Фото: nnov.org