О юбилее
- Юбилей я не праздную, скажу честно. Никакого пафоса, все обрыдло, не хочу я быть идиотом, сидящим на хрустящих подарках, которые потом некуда девать. Бред это все. У меня, слава Богу, работа в это время - буду на студии записывать песни.
- То есть даже с семьей не посидите?
- Нет, не будет меня в России. Я уезжаю. От всех своих любимых алкашей. То есть забыли про этот юбилей, день рождения и все. Никаких не будет юбилейных концертов, Красных площадей и так далее.
О женщинах
- Скажите, какая должна быть женщина рядом с Юрием Шевчуком?
- Парижанки - вот мой тип. Сидишь за одним столом, а они едят больше, чем ты, пьют не меньше... Такие боевые подруги. Умные. Гордые. Социальные. У нас в России все больше и больше "парижанок", и я этому рад.
- А может ли женщина быть вам другом?
- Да. У меня есть несколько подружек. Просто никаких отношений, кроме таких вот нежных. Я очень ценю эту дружбу. Женщина - она тоньше чувствует и понимает. Я люблю умных собеседниц, и, когда они меня поучают, я этому рад.
- Сложно представить, чтобы нашлась такая женщина смелая...
- Как-то моя Эльмирка, царство ей небесное (бывшая жена Ю. Ш. - Прим. авт.), заметила, когда мы с ней ехали в такси: "Посмотри, Юра, на фонари - кардиограмма ночных фонарей". Я тут же говорю: "Эльмира, кардиограммы ночных фонарей облетают сухими людьми дома..." И написалась песня. Мне вот Чулпан Хаматова подарила полную переписку Пастернака с Цветаевой. Какие платонические, замечательные отношения! И вместе с тем любовные - но на другом уровне. Прекрасно.
- Какие у вас отношения с сыном Петром? У вас есть проблема отцов и детей?
- Я об этом не люблю говорить... Это дело интимное. Мой Петр 9 Мая на параде участвовал, в составе Первой гвардейской бригады морской пехоты города Балтийска. Как отличник боевой и политической подготовки маршировал там.
- Чувствуется, сыном гордитесь.
- Я горжусь тем, что он не "косил", коленки не мочил и нормально пошел служить.
О поп-музыке и пластических операциях
- Вы упомянули, что вас затронула песня Анжелики Варум "Художник, что рисует дождь". Кого еще вы можете выделить из противоположного музыкального лагеря?
- Любимый певец мой в поп-стиле - Сергей Пенкин. Серьезно. Потому что он живьем поет. Он рубится по-честному в музыке, это не может не вызывать уважения.
- А поэты?
- Из попсы - нет, из рока - Борис Гребенщиков, ныне здравствующий. Мудрейший. Я лишен того, чем владеет он: у него есть связь с высшим разумом, а мне приходится сочинять самому. В этом смысле мы не на равных.
- Не пытался он вас приобщить?
- Он предлагал мне как-то съездить с ним. Но мой Тибет здесь. Человек с возрастом теряет чувствительность восприятия. Я понимаю эти Борины поездки в святые места, бесконечные путешествия: как человеку пишущему ему все время нужны впечатления. Поэтому старички все путешествуют, женщины все время делают "саморемонт".
- Это вы про пластику?
- Если людям нравится, так что ж такого. Я обсуждаю это иногда со своими подружками. Некоторые говорят: "Да ты что, морщины - это естественная красота". Я говорю: "Ага, пока вы молодые еще, пока вам еще чуть-чуть за 30. А потом?" В общем-то сомнения есть. Но когда женщина выглядит хорошо - это самодисциплина. Правда, я не поклонник Памелы Андерсон.
О творчестве
- Трудно ли вам давался ваш новый альбом "Прекрасная любовь"?
- Трудно, скрывать не буду. Основные сложности были в аранжировках. Мы все-таки, как говорится, рок месили долгие времена. А эти песни я время от времени пел на концертах, когда чувствовал, что народ от прессинга звука устает. Альбом копился долго. Там есть песни аж 80-го года. Вот "Осень", например, или "Романс".
Не русский шансон в нынешнем его понимании. А продолжение традиций авторской песни, как ее называли Владимир Семенович, Булат Окуджава, Галич.
О главном
- А как, на ваш взгляд, у нас обстоит дело с культурой?
- Обычному человеку, пришедшему с работы, выживающему в наши времена, включившему "ящик", что ему засовывают вместе с его макаронами? Это же мрак и ужас просто. Сатирик Задорнов, который поднимает наше самосознание, говоря, что американцы все дураки, - это культура? Мы одни умные. Вот это и есть "плакат". Это и есть подъем "бесовского" патриотизма.
Федор Михайлович Достоевский ввел в обиход термин "национальная русская идея". Он писал, что русская идея - это всечеловечность и восприятие всей культуры мира.
- А как же тогда Бронзовый Солдат в Эстонии? Тоже воспринимать?
- Для меня это живая тема... Но все - следствие того же "плакатного", "бесовского" патриотизма: если ты не уважаешь чужих ценностей, ты не будешь иметь и своих. Даже если с вами поступила зло сталинская власть, почему же вы этим же отвечаете?
- Вы, как кажется, человек с бескомпромиссным характером. Прощаете ли вы врагов своих?
- Я знаю, что кого-то я простить до сих пор не могу. И очень этим опечален. Но надеюсь, не такой уж я из бетона и стали. В то же время я очень рад, что, дожив до седин, на какие-то компромиссы просто физически уже не способен пойти. Мне кажется, это украшает любого мужика. Я счастливый человек в свой полтинник, до отвращения счастливый человек.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Юрий ШЕВЧУК родился 16 мая 1957 года в поселке Ягодное Магаданской области. В 13 лет переехал с родителями в столицу Башкирии Уфу. Окончил художественно-графическое отделение Уфимского педагогического института, потом несколько лет преподавал рисование в сельских школах. В 1980-м стал одним из организаторов группы "ДДТ", чуть позже - ее лидером. Весной 1982 года "ДДТ" приняли участие в конкурсе "Золотой камертон", который проводила "Комсомольская правда", и стали его лауреатами, с чего и началось восхождение группы на рок-олимп.
Покинув Уфу, жил в Череповце, Свердловске, Москве, а с 1985-го осел в Санкт-Петербурге.
Был женат на балерине Эльмире Бикбовой, которая трагически погибла. Имеет двоих сыновей. Не женат.
На фото: Юрий Шевчук с ныне покойной супругой Эльмирой Бикбовой и их сыном Петром.