4 декабря суббота
СЕЙЧАС -2°С

Каменное сокровище Екатеринбурга: воинский вокзал, с него уходили на фронт в Великую Отечественную

У первой железнодорожной станции города есть «брат-близнец» в Перми.

Поделиться

Вокзал построен по проекту архитектора из Санкт-Петербурга в «русском стиле»

Вокзал построен по проекту архитектора из Санкт-Петербурга в «русском стиле»

Поделиться

E1.RU представляет пятую часть проекта, посвящённого «каменным сокровищам» Екатеринбурга — самым красивым и необычным каменным домам, уцелевшим в городе. Ранее мы рассказывали про Уральскую консерваторию, Дом актёра, Дом купцов Коробковых и дом Бардыгина.

Сегодня речь пойдёт о здании старого железнодорожного вокзала, или, как его иногда называют, — «воинском вокзале». Это первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга — в обе мировые войны с него уходили на фронт уральцы.

Первый вокзал города был сдан в 1878 году. Он находится у станции Екатеринбург-Пассажирский, рядом с действующим современным вокзалом, в двух минутах ходьбы от выхода со станции метро «Уральская».

— Вокзал был построен в год, когда заканчивалось возведение Уральской горнозаводской железной дороги, которая соединила губернскую Пермь и уездный Екатеринбург, — рассказала E1.RU методист музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги Любовь Шухардина. — Дорога нужна была для обслуживания уральских предприятий и продолжения дальше на восток или на запад не имела. По обеим концам дороги, по проекту молодого питерского архитектора Петра Павловича Шрейбера, были построены похожие роскошные здания вокзалов.

Фасады вокзалов в Екатеринбурге и Перми выполнены в так называемом русском стиле: центральное крыльцо венчает четырёхгранный шатёр, в основание которого вплетены кокошники и герб города. У зданий высокая, как в тереме, крыша с окнами в деревянной оправе. Низкие своды, вычурные колонны, высокие коньки — всё сделано на широкую ногу. Дорогу строили на деньги промышленников, поэтому делали от души.

Поделиться

Спустя 137 лет общее в зданиях-близнецах вокзалов в Екатеринбурге (вверху) и Перми (внизу) лишь угадывается

Спустя 137 лет общее в зданиях-близнецах вокзалов в Екатеринбурге (вверху) и Перми (внизу) лишь угадывается

Поделиться

Поднявшись по центральному крыльцу вокзала в Екатеринбурге, пассажир попадал в вестибюль с билетной кассой и багажным отделением. Здесь также находилась лавка, в которой торговали сувенирами и поделками из яшмы, малахита, топаза и других цветных камней.

Вестибюль — первое помещение, в которое попадали люди, приходящие на вокзал

Вестибюль — первое помещение, в которое попадали люди, приходящие на вокзал

Поделиться

По правую сторону от вестибюля располагался зал для пассажиров первого и второго классов с дамской комнатой и уборными. По левую сторону — зал для пассажиров третьего класса, который соседствовал с почтовым отделением. Окна обоих залов выходили на перрон, и через них можно было наблюдать за прибывающими составами.

По правую сторону от вестибюля был зал для пассажиров первого и второго классов

По правую сторону от вестибюля был зал для пассажиров первого и второго классов

Поделиться

Левое крыло занимали телеграф, буфет, контора и собственный лазарет. Служебные помещения имели отдельный вход с торца здания. Правое крыло целиком было отведено высокопоставленным лицам, включая администрацию дороги, — для них там была своеобразная гостиница.

Поделиться

Поделиться

Перекрытия на крыше, подвал, лестница выдают возраст здания лучше фасада

Перекрытия на крыше, подвал, лестница выдают возраст здания лучше фасада

Поделиться

Отопление здания было печным, а освещение — керосиновым. Ежедневно десятки ламп чистились и заправлялись — под службу, занимающуюся этой работой, также было выделено отдельное помещение.

В здании старого вокзала теперь музей с макетом железной дороги: перед посетителями проезжают пассажирские или товарные поезда, пролетают скоростные «Сапсаны»

В здании старого вокзала теперь музей с макетом железной дороги: перед посетителями проезжают пассажирские или товарные поезда, пролетают скоростные «Сапсаны»

Поделиться

Карта Свердловской железной дороги и макеты путей и составов

Карта Свердловской железной дороги и макеты путей и составов

Поделиться

Перед зданием вокзала был разбит благоустроенный сквер с цветами. А в центре привокзальной площади стоял эллипсовидный цветник с вазами на постаментах и фонтаном посредине.

На первом плане — рельсовый велосипед, который использовали в начале XIX века сотрудники железной дороги

На первом плане — рельсовый велосипед, который использовали в начале XIX века сотрудники железной дороги

Поделиться

Но к концу XIX века красивый вокзал стал тесноват. В 1886 году открыли железную дорогу на Тюмень, через десять лет поезда начали ходить до Челябинска. Активно строилась Транссибирская магистраль, которая должна была увеличить поток грузов и пассажиров в десятки раз. Поэтому в 1914 году был построен новый вокзал.

Поделиться

Форма и рабочее место служащего станции царской эпохи

Форма и рабочее место служащего станции царской эпохи

Поделиться

Долго думать, что делать со старым вокзалом, не пришлось — грянула Первая мировая война. Здание приспособили, чтобы принимать поезда с фронта, тут же разместили лазарет, где оставляли прибывающих раненых. Солдаты отправлялись на фронт под «Прощание Славянки». Традиция провожать поезд на Москву под эту музыку сохранилась по сей день, но поезда отправляются уже с нового вокзала.

Раньше перед вокзалом был разбит цветник и работал фонтан, который убрали в советское время

Раньше перед вокзалом был разбит цветник и работал фонтан, который убрали в советское время

Поделиться

Затем революция, гражданская война, Великая Отечественная — вокзал всё это время принимал и отправлял военных. Многие горожане помнят его именно как «воинский вокзал». Эта функция сохранялась за ним до 1990-х. Потом, по воспоминаниям очевидцев, у здания были торговые ларьки, какие-то конторы, и оно постепенно ветшало.

Поделиться

Виды Уральской горной железной дороги на раскрашенных фото XIX века

Виды Уральской горной железной дороги на раскрашенных фото XIX века

Поделиться

В 2003 году РЖД решили превратить здание в музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги под открытым небом. Буквально за девять месяцев вокзал привели в порядок. Теперь на привокзальной площади посетителей встречают скульптуры железнодорожников и пассажиров, а внутри — экспонаты, повествующие об истории развития железной дороги со всего Урала.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Екатеринбурге? Подпишись на нашу почтовую рассылку