На прошедшей на Иннопроме сессии о стратегическом планировании до 2035 года Михаил Вяткин признался, что с уходом из мэрии с поста главного архитектора города он пересмотрел свои взгляды. И сделал ряд интересных заявлений о том, куда должен двигаться Екатеринбург с точки зрения архитектуры в два ближайших десятилетия.
Мы решили опубликовать программную речь Вяткина о будущем города без купюр.
Возможны два направления развития Екатеринбурга: первый — расширение границ и присоединение новых территорий, второй — сохранение и рекультивация существующей территории, использование её потенциала.
Площадь Екатеринбурга — 114 тысяч гектаров. Я почти два десятка лет возглавлял департамент архитектуры. И всегда считал, что городу не хватает территории для развития. Мы на каждом совещании просили дать нам новых земель. В 2004 году это случилось, но мы получили в основном леса и водное пространство.
Я убеждён, что мы не должны развивать город за счёт будущих поколений, вырубая леса, загрязняя воздух и воду. Именно поэтому я считаю, что нужно ограничить развитие вширь.
Наша цель — компактный, высокоплотный город. Расползание же вширь только увеличивает расходы на социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру. При этом я прекрасно понимаю, что освоение новых территорий будет происходить. К примеру, необходимо закончить строительство в Академическом, на Широкой речке, в Солнечном и в посёлке Медный. Пока их не завершим — новые не надо начинать. При этом в восточной части Екатеринбурга (район Кольцово) нужно жилищное строительство прекратить. В той части города должна развиваться логистическая отрасль.
Необходимо подумать о том, каким образом интегрировать природу в городскую застройку. Особенно этот вопрос актуален для периферии. Один из примеров — у нас в западной части есть прекрасный водоём — Верх-Исетский пруд. Но сейчас мы его используем только в промышленно-коммунальных целях. У нас по его периметру есть завод, электростанция, железная дорога и даже свалка. Получается, что самый большой водоём города фактически не используется в интересах населения.
Нужно эту территорию осваивать. К примеру, на той площадке, где должен был пройти Экспо-2020, построить международный выставочный центр или конгресс-холл. Рядом же возвести региональный спортивно-развлекательный центр, куда могли бы люди приходить семьями, чтобы покататься на велосипедах, роликах. Плюсом к тому, туда можно перенести зоопарк, который сейчас планируют построить рядом с «Экспо-центром», где проходит Иннопром. Зачем?!
К тому же, Екатеринбург единственный город-миллионник, через который проходит граница Европы и Азии. Именно поэтому рядом с Верх-Исетским водоёмом должен появиться туристический центр, какая-то этническая деревня. По северному берегу можно сделать прекрасную городскую зону отдыха. А старый ВИЗ использовать, как исторический объект культурного наследия.
Нам нужно очень крепко подумать над вопросом о том, сколько строить жилья в Екатеринбурге. Погоня за квадратными метрами ни к чему хорошему не приведёт. Сегодня мы стали заложниками наших строительных компаний, которые стимулируют миграцию населения в Екатеринбург. По некоторым оценкам, уже 30% жилья строится для иногородних покупателей. Нужно переориентировать наших заказчиков на строительство арендного жилья. Оно нам позволит не только решить проблему с квартирами для социально необеспеченного населения, но и поможет привлекать нужных специалистов в город.
Единственно верный путь для Екатеринбурга — уплотнительная застройка. Потому нужно разъяснять населению, что это не точечная, а именно уплотнительная застройка. Повышение этажности, увеличение плотности, а в итоге мы получаем положительный экономический эффект.
Ещё одна проблема города — большое количество промышленных площадок. Смотрите, что происходит с крупными предприятиями: большую часть территорий занимают не производства — новые собственники распродали недвижимость, которая им не нужна. И там занимаются чем угодно, но только не выпуском профильных товаров. К примеру, на «Уралмаше» делают колбасу. Куда это годится? Именно в этом наши огромные резервы — надо отказаться от жёсткого зонирования территорий. Там можно построить и жильё, и офисы.
Надо убрать грузовой транспорт из центра Екатеринбурга. Это нонсенс, что через центр города проходят грузовые поезда. Если мы сделаем это, то получим массу новых территорий для развития. К примеру, можно получить совершенно новый Завокзальный район. Там может появиться и жильё, и общественные зоны, и чистые производства.
Ещё один момент — устья рек. В своё время мы все их закрыли в канализационных трубах. В итоге Исеть обмелела. Посмотрите старые фотографии, и вы увидите, что в Ольховке люди купались. Давайте вскроем некоторые устья рек — это серьёзно изменит вид города.
Екатеринбург всегда был полицентричным — был Уралмаш, Химмаш, Эльмаш, где люди жили и работали. Благодаря этому, у нас не было маятниковой миграции — до работы было максимум пять минут ходьбы. Сегодня мы это преимущество растеряли — живём на Химмаше, а ездим развлекаться в центр. Сплошное броуновское движение. Есть над чем работать.