Учёные Уральского отделения РАН приступили к изучению уличной грязи, передаёт ТАСС. Весной этого года блогеры и современные художники назвали мегаполис Грязьбургом. Узнав об этом, глава Екатеринбурга Евгений Ройзман направил председателю УрО РАН академику Валерию Чарушину письмо с техзаданием – исследовать причины появления грязи на городских улицах.
Двадцать пять образцов современных антропогенных отложений – именно так правильно называется уличная грязь – в течение полугода будут изучать в лабораториях. Выглядят они как полиэтиленовые пакеты, наполненные чёрно-коричнево-серой субстанцией. Каждый тщательно промаркирован: дата сбора, место и время.
– Найти грязь было несложно, но мы отбирали пробы только с определённых площадок – это пять дворов в разных районах Екатеринбурга. С каждой точки мы взяли по пять образцов с функциональных зон микроландшафта: дорожная пыль, осадок из лужи, грунт с газона, санкционированной и незаконной парковки, – говорит кандидат геолого-минералогических наук, научный сотрудник лаборатории физики и экологии Института промышленной экологии УрО РАН Андриан Селезнев. – Первым делом мы пропускаем грязь через сито диаметром полмиллиметра. Знаете, это точно так же, как моют золото. Только вместо драгоценного металла остаётся крупная фракция – это твёрдые камни, обломки стекла, гравия, мусор. Всё это запаковываем в отдельные пакеты, записываем в журнал, затем будет проходить гранулометрический анализ.
Потом пробы проходят через ещё более мелкое сито, то, что получилось, толкут пестиком до однородной субстанции, чтобы получилась именно та пыль, которую летом по городу разносит ветер. Её заливают дистиллированной водой и изучают, как оседают крупные и мелкие частицы.
– На последнем этапе с использованием воронки Бюхнера и колбы Бунзена под давлением прокачивается вода и на специальном фильтре остается слепок грязи. Дальше уже с использованием специальных машин будет изучаться минералогический и элементный состав проб, отделится пыль, песок, ил и радиация. Изучение планируется закончить к концу зимы, – уточнил учёный.
В результате исследования нужно понять, природная это грязь или техногенная, связана она со стройками или машинами. По предварительным итогам, основа грязи – это разрушенный асфальт и частицы шин. Но на всю работу выделен один год – за это время специалисты изучат грязь в разных районах города во все времена года.
Фото: читатель Е1.RU