Грязь в Екатеринбурге в этом году будут изучать комплексно, администрация выделила 1,8 млн рублей на исследования, цель которых – определить источники загрязнения. Наконец мы узнаем, кто виноват в том, что наш славный город каждую весну превращается в Грязьбург: газоны, шипованные шины, стройки или просто климат такой. Заказчик работ – городской комитет по экологии и природопользованию.
Техническое задание на работы, выставленное на госзакупках, подробно описывает, как предстоит искать главный источник проблемы.
В городе выберут не менее шести территорий, которые станут экспериментальными площадками – они должны быть типичными для города. Каждая из этих площадок будет включать в себя несколько элементов инфраструктуры – проезжую часть улицы, тротуары и газоны, детскую площадку, зелёную зону, автостоянки во дворах.
Подрядчик должен выбрать эти участки и согласовать их с мэрией. Затем на каждой площадке пытливые учёные отберут образцы грязи, почвы и грунта – весной, летом и осенью. Зимой будут изучать снег, летом – атмосферную пыль.
В каждый период на каждой площадке сделают не менее пяти проб. Всего за исследуемый период должны отобрать не менее 100 проб. При этом в процессе отбора исследователи должны регистрировать, в какую погоду были взяты пробы.
Что будут делать со всей этой ценной грязью? Документ определяет и это – её будут тщательно анализировать, просеивать, отделяя фракции. Грязь подвергнут рентгеноструктурному анализу и определят состав. При помощи спектрального анализа будут определять, сколько там тяжёлых металлов. После анализа всех данных учёные должны представить выводы, в которых определяется вклад различных источников в формировании нашей великой грязи.
Напомним, это не первое подобное исследование в Екатеринбурге. О том, откуда берут пробы и как их изучают, в интервью E1.RU рассказывал заместитель директора Института промышленной экологии УрО РАН Илья Ярмошенко. По мнению учёного, Екатеринбург по климатическому воздействию один из самых суровых, примерно в таких же погодных условиях находится только Новосибирск.
– В Екатеринбурге и антропогенное влияние на окружающую среду очень высокое. У нас так называемый компактный город, но при этом на один квадратный километр у нас приходится около трёх тысяч жителей – это много, больше только в Москве и Санкт-Петербурге. Количество автомобилей в городе тоже велико: почти тысяча автомобилей на квадратный километр, до двух раз больше, чем в соседних областях. Каждому человеку нужно подвести коммуникации – воду, отопление и так далее, то есть даже без машин влияние велико. Разрыли яму при коммунальной аварии – получился источник грязи, такой же источник несанкционированная парковка, – объясняет Илья Ярмошенко.