Чтобы получить груз из Москвы, екатеринбуржцам нужно ждать от 1,5 до 5 дней, при этом авиаперелёт до столицы занимает всего 2 часа, и, по логике, на доставку должно уйти максимум полдня. Пока такие сроки даже по тарифу "Суперэкспресс" не может предложить ни одна транспортная компания или служба быстрой доставки.
До недавнего времени ситуация действительно казалась патовой, пока группа компаний "Деловые Линии" не задумалась о глобальной "перезагрузке" логистической системы в России и не обратилась к опыту зарубежных коллег.
По инициативе федерального перевозчика в рамках "Иннопрома-2017" состоялся логистический форум, на котором российские и зарубежные эксперты обсудили текущие проблемы логистики в России и концепцию "физического интернета".
"Физический интернет" – это инновационный принцип построения логистики, который сегодня пробуют внедрить в Европе и Северной Америке. В цифровом интернете пакеты с данными перемещаются от одного пользователя к другому, соблюдая определённый протокол и преодолевая колоссальные расстояния за несколько секунд, точно так же при развитой системе логистики будут перемещаться и сборные грузы. Абсолютного онлайна, конечно же, не получится, но то, что перевозки станут быстрее и дешевле, в этом разработчики уверены на все 100% и даже приводят конкретные случаи.
Профессор Монтрей рассказал о том, что в странах Европы, в Канаде и США, где уже можно найти примеры "физического интернета" в действии, минимальное время доставки груза по городу составляет 10–15 минут.
С помощью этих "умных" беспилотников покупка товаров в интернет-магазине действительно происходит в один клик: быстрый заказ, моментальная оплата – и уже через несколько минут дрон доставляет посылку к дому получателя.
А пока оптимизация федеральных грузоперевозок видится экспертам логистики первоочередной задачей. Бенуа Монтрей отметил, что в основе принципа "физического интернета" лежит унификация тары. Для этого необходимо создать типовые пакеты, так называемые π-контейнеры, пригодные для перевозок всех типов грузов – от документов до мебели. Эти контейнеры могут соединяться между собой и должны обеспечивать удобную загрузку. Благодаря такой стандартизации заполнение целого грузовика займёт от 15 до 30 минут.
– Концепция "физического интернета" касается не только тары и универсального транспорта, но и складской логистики, – уточнил канадский профессор. – Нам важно помочь людям, которые оперируют складами. Для этого в США и Европе уже созданы хабы, центры раздач и распределительные центры, похожие на облачные хранилища в интернете – туда доставляются и там распределяются грузы. Так нам удаётся избегать хаотичных грузопотоков, неполной загрузки транспорта и простоев. Сегодня жители США и Канады получают некоторые посылки за несколько часов, в то время как раньше на это требовалось несколько дней.
Но на старте проекта нужен оператор, который донесет до участников рынка выгоды от внедрения "физического интернета".
Сегодня компания занимает лидирующие позиции на федеральном рынке транспортных услуг и в минувшем году подтвердила высокий уровень сервиса, получив сертификат качества ISO 9001, признанный в более чем 150 странах мира.
Михаил Петров связал инновационную концепцию "физического интернета" с реальной ситуацией в транспортной логистике России:
– Холостые пробеги федеральных перевозчиков сегодня достигают 12%, плотность загрузки рейсового транспорта составляет 60-70%, а в условиях города ещё меньше. За счёт этого увеличиваются сроки доставки и её стоимость. "Физический интернет" позволит оперировать общими ресурсами нескольких компаний, получать заказы в одной точке и более эффективно распределять ресурсы на выходе. Результатом такой стандартизации станет быстрая и дешёвая доставка продукции до получателя.
– Сегодня мы имеем дело с цепями поставок. Каждое звено цепи сообщается только с соседними звеньями, а вот полной картины никто не видит. Повторяющиеся маршруты, недозагрузка, порожние рейсы, сложность дальних доставок, много независимых игроков – всё это признаки неэффективности логистики. Концепция "физического интернета" – это новый взгляд на логистику, который подразумевает полную открытость информационных систем разных перевозчиков, их взаимодействие и использование универсальной тары. На выходе мы должны получить не цепь, а интегрированную сеть поставок, – отметил Владимир Диденко.
По окончании пленарного заседания было подписано соглашение о намерениях развивать в России "физический интернет" между ГК "Деловые Линии" и Технологическим институтом Джорджии.
Подписание столь важного документа – только начало сложного проекта обновлений транспортной логистики России. "Деловые Линии" сделали этот шаг первыми, обдуманно и уверенно.