E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, дождь

ощущается как 0

2 м/c,

вос.

725мм 92%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Город Люди_Екб обзор Крепостной инженер и православный физик. Три памятника изобретателям в Екатеринбурге

Крепостной инженер и православный физик. Три памятника изобретателям в Екатеринбурге

Памятник изобретателю радио — один из любимейших в Екатеринбурге.

На территории, которая сейчас называется Свердловской областью, родилось много талантливых людей. Уроженцы заводского края имели куда большее представление о механике и инженерии, чем жители сельскохозяйственных регионов России — наверное, поэтому именно на Урале родились важные изобретения — радио, паровоз и велосипед. Вопрос о том, были ли они первыми в своем роде или же появились уже после своих аналогов, не решен до сих пор. И все же в Екатеринбурге ценят и любят своих изобретателей.

Давайте прогуляемся по памятникам создателям радио, велосипеда и паровоза и узнаем о них побольше.

Паровоз и чугунка

Гостей Екатеринбурга, которые приезжают в город на поезде, неподалеку от вокзала встречает миниатюрный паровозик — он стоит перед зданием ДК Железнодорожников на улице Свердлова. Это макет изобретения отца и сына, Ефима и Мирона Черепановых. Машину изготовили по выполненным с натуры чертежам племянника Ефима — Амоса Черепанова и действующей модели паровоза, которую мастера сделали для промышленной выставки в Петербурге.

Макет паровоза сделан по чертежам самих Черепановых.

Ефим и Мирон Черепановы считаются изобретателями паровоза и действительно ими являются — хотя первую машину, двигающуюся по рельсам с помощью пара, в 1801 году создал английский инженер Ричард Тревитик, уральские гении об этом не знали. Так что их собственный ум и талант помогли им построить первый в России паровоз в 1833 году. Это произошло на Выйском заводе в Нижнем Тагиле. Впервые машину пустили по «чугунным колесопроводам» (так называли в то время рельсы) уже год спустя. Паровоз весил 2,4 тонны.

Вскоре Черепановы построили и второй паровоз, побольше и помощнее. Вскоре для новой машины построили чугунную дорогу от Медного рудника до Выйского, чтобы возить руду. Протяженность рельсов составляла три версты. Поначалу к паровозу относились скептически: конные извозчики видели в нем прямого конкурента, начальник Нижнетагильского завода Демидов смотрел на детище Черепановых с подозрением. Кроме того, паровоз уничтожал огромное количество топлива, так что вскоре местность вокруг путей оголилась — весь лес пустили на дрова. Считается, что именно поэтому иностранную машину на угле ждал больший успех.

Радиосостязания

На проспекте Ленина, около Главпочтамта есть небольшой сквер, в котором установлен памятник Александру Попову. Монумент изобретателя радио всегда был одним из самых любимых в городе — каждый год в день Радио, 7 мая, студенты радиотехнического факультета УрФУ отправлялись по городу маршем, а потом бережно купали отца радио, отмывали его от скопившейся за год пыли с мылом. В последнее время шествия чуть не прекратились из-за ужесточившихся требований к безопасности массовых мероприятий.

Первая радиограмма, которую отправил Александр Попов, состояла из двух слов — «Генрих Герц».

Александр Попов родился в 1859 году в поселке Турьинские Рудники. Тогда этот населенный пункт относился к Пермской губернии, сейчас же он носит название Краснотурьинск и находится на территории Свердловской области. Отец Попова был священником, по той же стезе некоторые другие дети из этой семьи (у Александра было пять братьев и сестер). Саша тоже учился в духовной семинарии, но затем поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.

Закончив учебу, Александр остался на физики и вплотную занялся наукой, изучая электромагнитные колебаний. Его карьера шла в гору, и в 1905 году он стал ректором Электротехнического института императора Александра III. К этому времени Попов уже представил миру свое великое изобретение, долгое время называвшееся «беспроволочным телеграфом». В ходе одного из первых опытов ученый соединил свой аппарат с телеграфом и отправил радиограмму «Генрих Герц» на 250 метров.

Презентация изобретения публике прошла 7 мая 1895 года. Конкурент Попова за звание «отца радио» Маркони подал заявку на патент только 2 июня того же года, поэтому в России итальянца иногда называют плагиатором.

Узнать больше об Александре Попове, его детище и других чудесах электротехники можно также в Музее Радио, который находится на улице Розы Люксембург, 9. Берите экскурсию, чтобы экспонаты ожили для вас по-настоящему.

Легенда о велосипеде

Фигуру человека на причудливом велосипеде установили на улице Вайнера в 2006 году. Согласно табличке на памятники, мужчина — никто иной как создатель первого в мире двухколесного велосипеда Ефим Артамонов. Впрочем, в истории с этим изобретением есть много вопросов без ответа.

Согласно легенде, крепостной нижнетагильского завода Ефим Артамонов неоднократно предпринимал долгие пешие походы, что и дало ему идею создания приспособления, которое облегчит ему жизнь. В книге «Исторический очерк уральских горных заводов», изданной в 1989 году, рассказывается, что «холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате», отчего испуганные лошади «увечья пешеходам чинили немалые». Далее говорится, что «во время коронования императора Павла, следовательно, в 1801 году, мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретенном им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем потомством».

Велосипед Артамонова засветился в ролике для испанских фанатов футбола.

Далее в легенде говорится, что демидовские приказчики наказали Артамонова за порчу железа и побег и приказали уничтожить странную машину, а ее создателя бить кнутом. Владелец завода же отреагировал на поступок своего работника иначе — отправил его на коронацию Александра I. Император якобы высоко оценил изобретение и даже заплатил заводу 500 рублей в качестве компенсацию за мастера, ставшего вольным человеком. В доказательство этой истории в Нижнетагильском музее-заповеднике выставили на обозрение публики сам велосипед, чтобы ни у кого не возникло сомнений в его существовании.

В советские годы легенда продолжала жить и развиваться. Появлялось то одно, то другое издание, добавлявшее истории детали и краски. То Артамонова объявили изобретателем автомобиля на паровом двигателе, то отправили в ссылку… Однако впоследствии исследователи усомнились в существовании гениального тагильского мастера. Они исследовали велосипед, выставленный в музее, и выяснили, что он сделан из железа, выплавленного в мартеновской печи (такая печь появилась в Нижнем Тагиле только через 76 лет после «изобретения»).

Признанный подделкой «велосипед Артамонова» из нижнетагильского музея.

Сейчас ученые придерживаются мнения, что Ефим Артамонов — вымышленный персонаж, созданный на основе реальных людей и событий. Возможно, авторов истории об изобретателе вдохновил тагильский мастер Кузнецов-Жепинский, который участвовал в создании конных дрожек с «верстометром» и музыкальным органом. Этот удивительный аппарат действительно побывал при дворе — его подарили императрице Марии Федоровне. У Кузнецова был племянник Артамон, которому дали вольную вместе с дядей и другими членами семьи.

Хотя современные исследователи развенчивают легенду об «уральском велосипеде», многие россияне все еще гордятся Артамоновым и готовы отстаивать его первенство.

Фото предоставлены организаторами выставки «Вело Паро Мото Авто», Алексей ЗАРЕЦКИЙ, Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU, Илья САФАРОВ / УрФУ

Скриншот: RT en Español / youtube.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления