E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, без осадков

ощущается как -2

3 м/c,

вос.

744мм 69%
Подробнее
1 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Город История_Екб летопись Из чугуна и камня: кто завёл на Урале моду на шкатулки

Из чугуна и камня: кто завёл на Урале моду на шкатулки

Самая загадочная судьба у тех, что остались после расстрела царской семьи в доме Ипатьева

Уральские чугунные шкатулки

Шкатулки в царской России были чрезвычайно популярными. Их покупали и состоятельные люди, и провинциальные девицы. Своя шкатулка была и у наследника Алексея Романова. Её судьба историкам до сих пор не известна. Рассказываем об этой загадке и о том, как менялись пристрастия уральцев в выборе шкатулок в те времена.

Евдоким Яковлев, начинавший службу простым подьячим в личной канцелярии генерала Генина, жил в самом центре Екатеринбургской крепости 18 века. Свои деловые бумаги он хранил в двух деревянных шкатулках с внутренними замками — «одной китайской, другой под красною краскою». Иностранные шкатулки на Урале любили, но этот факт был, пожалуй, одним из первых упоминаний об иностранных коробочках. Стоимость таких китайских вещиц составляла один рубль. В отличие от них костяные резные шкатулки «русского Севера» были в пять раз дороже.

Холмогорские шкатулки, «обложенные ажуром» из костяной резьбы, были чрезвычайно популярны. В имуществе местных уральских дворян Турчаниновых и Голубцовых были подобные великолепные образцы начала девятнадцатого века. Не отставали от них и местные купцы-золотопромышленники. Так, среди вещей купца Тарасова был «комодик из слоновьей кости». Часто для украшения под ажурную резьбу таких ларцов подкладывали цветную фольгу или слюду. Иногда кость окрашивали в зелёный или красно-коричневый цвета с помощью природных красителей: шафрана и щавеля, дуба и коры, а орнаменты вырезались в виде зверей, птиц или солярного круга.

Алексей и Ольга Романовы в поезде. Одна из последних прижизненных фотографий, она сделана в 1918 году

В эпоху Екатерины II, когда возникла мода на всё французское, в богатых домах стали появляться модные женские раскладные шкатулки для драгоценностей, оббитые лионским шёлком и украшенные гравюрами на крышке. В Туринском же музее хранится более простая мемориальная деревянная шкатулка Камиллы Ле Дантю — француженки, приехавшей в уральскую ссылку вслед за мужем-декабристом Василием Ивашевым.

Вообще деревянные шкатулки оказались чрезвычайно популярны среди «путешествующих» уральцев. Ведь они были более прочными, чем костяные или фарфоровые аналоги. И если в Центральной России вовсю шла торговля ларцами из карельской берёзы и капового дерева, то на Урале наиболее приемлемой считалась покупка подобного товара в Ново-Тихвинском женском монастыре. Монастырские шкатулки украшались резьбой и покрывались разноцветными красками. Такие шкатулки стояли в домах и у основателя Уральского общества любителей естествознания Онисима Клера, и у директора Екатеринбургской гранильной фабрики Григория Шалимова. «По желанию заказчика» их оббивали бархатом, украшали вышивками, цветными шёлковыми нитями в технике рельефной глади или обтягивали бисером.

В 1887 году местная жительница с улицы Водочной (ныне улица Мамина-Сибиряка) Марфа Александровна Мишель предоставила для экспонирования на местной выставке «шкатулку, убранную берестом с портретом Петра Великого, работы Петра Первого». Правда, организаторы мероприятия сильно посомневались в последнем утверждении, всё же оставив после окончания Урало-Сибирской научно-промышленной выставки её в коллекции Музея УОЛЕ.

К началу же девятнадцатого века мода на шкатулки увеличилась с написанием знаменитой трагедии «Фауст» Иоганна Гёте. Одной из сюжетных линий в произведении стали слова сказочного Мефистофеля:

Смотри, как тяжела шкатулка эта.

Мы девушке её поставим в шкаф.

В ней драгоценности и самоцветы.

Она с ума сойдёт, их увидав.

Как известно, литературная Маргарита прельстилась ларчиком, а мода хранить немецкие шкатулки в больших книжных шкафах появилась во многих уральских домах. Договор же «с самим дьяволом» оказался на руку немецким производителям. Так, в торговых обозах, доставлявших на Урал, числились — раскладные черепаховые и «сердоликовые в бронзе» шкатулки немецкой фабрики города Оберштайн. Этот поток уменьшился лишь после огромного пожара, случившегося на Берлинском литейном заводе. В середине 19 века «образцовый кабинет» этого сгоревшего предприятия купили владельцы Кыштымского округа, наладив по немецким моделям производство уральских чугунных шкатулок.

Так выглядел Дом Ипатьева, когда там жила семья Николая II. Мы делали большой материал про историю этого дома 

Шкатулки Каслинского и Кусинского заводов начали выпуск шкатулок с изображениями детей с собакой, трубящего ангела и амуров. Такие отливки с моделей 1830-х годов выполнялись вплоть до начала Первой мировой войны в 1914 году. Особо ценились работы формовщиков Мочалина, Теплякова и Торокина. Каслинская шкатулка «Менуэт» стояла и на столах у директора Екатеринбургской обсерватории Германа Абельса. Да и в годы НЭПа «четырёхугольные коробочки на ножках» были популярны среди новой свердловской элиты.

Но если мода на чугунные шкатулки была среди «среднего класса», то дворяне Урала предпочитали, как и прежде, французских производителей. Овальные литые шкатулки, украшенные внутри шёлком и сценками охоты, наполняли богатые будуары. Хотя дворянки радовались и уральским аналогам. Так, в 1836 году новый владелец тагильских заводов Павел Демидов женился на Авроре Карловне Шернваль, преподнеся в качестве свадебного подарка шкатулку из уральских камней, внутри которого среди прочих драгоценностей был и знаменитый алмаз «Санси», ныне хранящийся в главном музее Франции, — Лувре.

Подобную камнерезную шкатулку недавно увезла с собой в парижские апартаменты и актриса Катрин Денев, находившаяся по приглашению в Екатеринбурге. В девятнадцатом веке самая знаменитая энциклопедия Брокгауза и Эфрона писала про это так: «Некоторые из екатеринбургских изделий имеют сбыт даже за границей (шкатулки из порфира, малахита и т. п.)».

В отличии от миллионеров, уральские провинциальные девицы оклеивали свои шкатулки обыкновенными поздравительными открытками, правда, английскими, которые зачастую были украшены блёстками и «снегом» из борной кислоты. К началу нового двадцатого века вновь, как в «петровские времена», возродилась мода на азиатские ларцы. Японские настольные ларцы «под чёрным лаком» и деревянные шкатулочки, украшенные иглами дикобраза, стояли даже в екатеринбургском доме семьи изобретателя радио — Александра Попова. В это время в состоятельных семьях появилась ещё одна забава — посиделки вокруг музыкальных шкатулок, доставлявшихся из Швейцарии. Это были единственные в своём роде шкатулки, в которых ничего не хранилось, не считая… музыки из модных оперетт и популярных композиторов.

Но самой загадочной стала судьба «романовских» шкатулок из Дома Ипатьева. В июле 1918 года в комнате для гостей Дома Ипатьева «на ближайшем к левому переднему углу подоконнике» был обнаружен маленький ключ на белом шнурке. По словам Терентия Чемодурова, слуги императорской семьи Романовых, ключ этот был от шкатулки наследника, в которой он хранил свои деньги. Куда делась сама шкатулка с содержимым, было нетрудно догадаться.

Вещи царской семьи, найденные в доме Ипатьева в Екатеринбурге в 1918 году 

Пустая же шкатулка была обнаружена следователем Наметкиным на открытой полке буфета в столовой. А в комнате великих княжон на столе стояла выпотрошенная шкатулка, обитая зелёной кожей и расписанная в декадентском стиле изображением арки и цветов. Внутри остались только в одном из отделений четыре перламутровые пуговицы и безопасная английская булавка. Да и у самого бывшего императора Николая был подобный ларец, в котором находилось «самое ценное для них». Внутри он хранил… письма Григория Распутина.

Фото: Сергей СКРОБОВ, частные архивы, Госархив РФ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления