E1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+3°

пасмурно, без осадков

ощущается как +1

1 м/c,

вос.

746мм 94%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Город мнение «Дорого и несовременно»: урбанист — об идее мэра сделать набережную Исети из гранита

«Дорого и несовременно»: урбанист — об идее мэра сделать набережную Исети из гранита

Публикуем мнение Владимира Злоказова, почему дерево лучше камня и зачем нужны «мосты под мостами»

Урбанист Владимир Злоказов уверен, что чиновники обустроят 500 метров набережной гранитом, а потом работа по благоустройству затормозится на годы

Екатеринбургский урбанист Владимир Злоказов остался недоволен идеей главы города Александра Высокинского, который предложил «заковать» набережную Исети в гранит. Напомним, такое предложение мэр высказал на недавней встрече с представителями СМИ.

В своем блоге «Живые улицы» Владимир Злоказов высказал мнение, почему столице Среднего Урала все же необходимы «мосты под мостами» (эту идею разрабатывали уральские архитекторы, но Александр Высокинский ее не оценил). А замысел с гранитом и чугуном Злоказов назвал несовременным и слишком дорогостоящим. Публикуем колонку с разрешения автора:

На прошлой неделе мэр Высокинский сделал заявление по поводу развития набережной реки Исеть. Он сказал, что там не будет мосточков, как предложило нам одно конструкторское бюро. Также, по мнению Высокинского, набережную нужно сделать в классическом варианте: из гранита и чугуна.

Говоря о мосточках, Высокинский имел в виду «мосты под мостами», предусмотренные проектом архитектурного бюро «ОСА» и КБ «Стрелка», а ранее предложенные в проекте нашего проектного бюро LATOON.

Что можно сказать по поводу этого заявления?

В первую очередь это пример вопиющего неуважения не только к работе архитекторов, но и к мнению горожан, участвовавших в разработке и обсуждении проекта. К процессу общественного обсуждения проекта набережной можно относиться скептически, поскольку он был достаточно сжатым, но все-таки он был, и даже в этом сжатом виде он даст сто очков вперед тому, что сейчас называется «общественными обсуждениями» на сайте администрации города. Процесс обсуждений был очным, и, что важно, он происходил дважды: сначала участникам презентовали первичное видение проекта, а затем, после получения обратной связи, представили скорректированный вариант. То есть этот процесс имел влияние на конечный результат!

И вот спустя время появляется мэр Высокинский и говорит: «А у меня свое видение!», тем самым перечеркивая участие и работу десятков людей, которые потратили свое время, чтобы сделать проект лучше.

Давайте разберемся подробнее в том, что он говорит. Начнем с гранита и чугуна. Протяженность реки Исеть между ЕКАД на севере и ЕКАД на юге составляет порядка 30 километров. Если мы хотим развивать набережную как единое связное рекреационное пространство на всем протяжении реки, то мы просто обязаны думать о том, как делать это экономно. Подход Высокинского обеспечит нам парадные 500 метров в районе цирка, и на этом все опять остановится на долгие годы. Это базовый экономический аргумент, а Высокинский же у нас экономист, верно?

Велопешеходный мост под мостом на Куйбышева

Далее: идея о том, что чугун и гранит — это парадно и солидно, а дерево и легкие конструкции — нет, совершенно абсурдна и не находит подтверждения в современной архитектурной практике. Более того, желание всё упаковать в гранит не соответствует современному пониманию бережного отношения к природе.

Наконец, перейдем к самому интересному: к мосткам. Одна из ключевых проблем набережной Исети сегодня — это отсутствие связи между отдельными ее сегментами. Двигаясь вдоль реки, вы постоянно встречаете преграды в виде улиц, которые невозможно пересечь иначе, чем дойти до ближайшего перекрестка. «Мосты под мостами» были придуманы, чтобы решить эту проблему.

Почему эта идея гениальна (не побоюсь этого слова)? Во-первых, она позволяет соединить разорванные части набережной без каких-либо раскопок на городских улицах. Не нужно ничего копать, перекладывать коммуникации, перекрывать движение. Мы просто используем существующие пролетные конструкции мостов, чтобы пропустить сквозь них пешеходов и велосипедистов.

Эта идея, кстати, не является уникальной. В целом ряде городов мира во избежание дорогостоящих строительных работ используются в том или ином виде и «мосты под мостами», и «мосты вдоль реки».

Во-вторых, эти мостки позволяют соединить между собой не только части набережной, но и противоположные берега реки. Например, если вы движетесь по набережной от Малышева к Куйбышева по левому берегу, то, чтобы перейти на правый берег к цирку, вам все равно потребуется мост. Если рассматривать реку и автомобильный мост как своеобразный перекресток, то наш мост под мостом позволяет соединить все четыре угла этого перекрестка.

Велопешеходный мост под мостом на Куйбышева позволяет соединить все четыре угла перекрестка

Высокинский предлагает отказаться от мостов и сделать проходы под улицами Малышева и Куйбышева. Тут стоит оттолкнуться от того, что является обязательным, а что факультативным.

Проходы под улицей Малышева в районе Каменного моста — это, конечно, неплохо, но не так уж важно. В районе Каменного моста есть два перекрестка: с улицей Горького и с улицей Добролюбова. Двигаясь вдоль реки, можно воспользоваться для пересечения Малышева пешеходными переходами, подходы к которым со стороны реки относительно удобны.

Мост под мостом в проекте архитектурного бюро «ОСА»
Проход под Каменным мостом на улице Малышева

Первый переход — на Горького — уже существует. Второй — на Добролюбова — комитет по транспорту упорно отказывается делать, хотя он поможет не только пешеходам и велосипедистам, но также может послужить и для обеспечения приоритета общественного транспорта.

Мост на Куйбышева — гораздо более серьезное препятствие, поскольку он гораздо выше моста на Малышева и к нему нужно подниматься по лестнице, а также потому, что к перекрестку Куйбышева — 8 Марта со стороны реки нет удобного подхода.

Альтернативы строительству тоннеля (оранжевая стрелка) под Каменным мостом: регулируемые пешеходные переходы на Малышева — Горького и Малышева — Добролюбова

Не будем также забывать, что для создания связного пешеходного и велосипедного маршрута вдоль набережной хотя бы до ЦПКиО нам нужно преодолеть не только мосты на Малышева и Куйбышева, но также и мост на Декабристов и мост на Белинского.

Велопешеходный мост под мостом на улице Декабристов

Так что же мы будем делать? Создавать парадный кусочек набережной, который не будет ни с чем связан, или все-таки будем работать над созданием протяженного рекреационного маршрута?

Велопешеходный маршрут вдоль Исети в центре Екатеринбурга

Чем закончится первый вариант с раскопками улиц, чугуном и гранитом, мы все прекрасно знаем: ничем. Поговорят-поговорят, а потом скажут: «Денег нет!» и забудут еще лет на десять. Второй же вариант — более экономный — все-таки имеет шансы на воплощение в жизнь.

О планах реконструировать набережную впервые заговорили еще в 2015 году. Например, в конце февраля администрация Железнодорожного района показала эскизы реконструкции берегов реки от пешеходного моста рядом с УрГУПСом до улицы Колмогорова.

В ближайшее время обновление ждет и городские парки: на перекрестке Малышева и Бажова, на площади Обороны, у Дворца молодежи, на Белинского, в Юго-Западном районе.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Фото: проектное бюро LATOON, архитектурное бюро «ОСА», livestreets.ru, Роман МАРЬЯНЕНКО / E1.RU
Видео: Владимир ЗЛОКАЗОВ
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления