
Памятник создали всего за пять месяцев
Фото: Антон Козлов
Поделиться
В Екатеринбурге готовится к открытию после реконструкции площадь Обороны. В последний раз ее благоустраивали 14 лет назад. Тогда к 60-летию Победы на площади установили памятник «Символ Победы», больше известный как «Седой Урал». Восьмиметровый монумент создали за рекордные пять месяцев.
От администрации Екатеринбурга процесс курировал ведущий специалист существовавшего тогда МУ «Благоустройство» Антон Козлов. Все этапы создания памятника — от глиняной формы до сложнейшей транспортировки и установки — он скрупулезно фиксировал на фотоаппарат-мыльницу. Козлов давно не работает в мэрии, но снимки сохранил.
— Я фотографировал все объекты, которые курировал, — рассказал он E1.RU. — Не просто так, а чтобы когда-нибудь кому-нибудь рассказать и показать. Вот они и пригодились.
Публикуем уникальные фото создания памятника «Седой Урал» с комментариями Антона Козлова и скульптора Геворка Геворкяна.
Площадь Обороны начали реконструировать за полгода до установки памятника
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Эскиз будущего памятника «Символ Победы» выбирали на конкурсе, победил проект Геворка Геворкяна. Он вспоминает, что объяснял свою идею тогдашнему мэру Аркадию Чернецкому.
— Победу всегда какой делают? Или плачущую мать около погибшего сына, или солдата с автоматом, который стоит, как истукан. А вы где-нибудь видели, чтобы чувствовали победу? Я впервые хотел говорить, что мы победили. Мы победили! Я так Аркадию Михайловичу [Чернецкому] и объяснял, когда эскиз показывал у себя в мастерской: «Вы понимаете, сколько я ни видел памятников, посвященных 41–45 годам, они все не отражают те мысли и чувства, какие на самом деле должны быть». «А какие они должны быть?» — спросил Чернецкий. «Так мы же победили, — отвечаю. — Давайте сделаем символ победы». «Давайте», — согласился он.
Геворкян с удовольствием рассматривал снимки создания «Седого Урала», его фотоархив сгорел во время пожара в мастерской
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Работы на площади Обороны начались зимой 2004 года, рассказывает Антон Козлов. А в ноябре заключили договор с Союзом художников России, он стал генподрядчиком по изготовлению самого монумента. На первом этапе союз снял пустовавший цех на Уралмашзаводе и нанял бригаду форматоров, которые с утра до вечера увеличивали в глине эскиз памятника.
Памятник в цеху Уралмашзавода
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Автор памятника — скульптор Геворк Геворкян
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Для создания глиняной формы установили леса
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Из глины памятник вылепили в натуральную величину — восемь метров
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Форматор Анатолий Старыгин, он же работал над созданием памятника Татищеву и Де Геннину, мы рассказывали об этом подробно
Фото: Антон Козлов
Поделиться
На форматорских работах постоянно присутствовал Геворкян. С ангиной и высокой температурой он каждый день приходил в цех.
— Тяжело это далось. С утра до вечера работали, иногда в 2–3 часа ночи уходили домой, — говорит он.
Когда глиняный «Седой Урал» в полную величину был готов, автор доработал его и началась съемка гипсовых оттисков.
Работы на лесах
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Гипсовые оттиски отвезли в литейный цех на улице Репина, где уже другая организация занялась их отливкой в бронзе. Готовые элементы доставили в третий цех, там происходила сборка самого памятника.
— Внутри делался металлический каркас — трубы, швеллеры. На этот каркас собирались кусочки памятника, — вспоминает Антон Козлов. — Они крепились через диэлектрическую пластину, потому что при соприкосновении черного метала и меди может пойти процесс электрохимической коррозии.
Из бронзы памятник отливали по частям
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Потом их собирали в единое целое
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Каркас, на который крепились детали памятника
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Антон Козлов в цеху, где собирали памятник
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Памятник собрали в транспортный каркас. План по транспортировке его к площади Обороны и монтажу разрабатывали «Уралстальконструкция» и институт «Проектстальконструкция». Для перевозки взяли автомобиль Kenworth, на котором возят балки мостов. Чтобы вывезти каркас с «Седым Уралом» из достаточно небольшого цеха, потребовалась миллиметровая работа крановщика. Вывозить памятник начали в 21:00 29 апреля, а смонтировали на площади только в 21:00 30-го.
— Маршрут, по которому повезли памятник, мы десять раз прошли пешком, посчитали все низковисящие провода, — рассказывает Антон Козлов. — Когда поехали, нас сопровождала машина ГИБДД, автомобиль Горсвета ехал рядом, чтобы поднимать линии электропередач. Было опасение, что заденем контактную сеть трамвая, поэтому на время транспортировки ее отключили.
В цеху «Седой Урал» упаковали в специальный транспортный каркас и погрузили на машину
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Вообще, этот транспорт использовался для перевозки мостовых балок
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Вымеряли по сантиметру, чтобы ничего не повредить в пути
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Горсвет поднимал провода, чтобы машина с памятником их не оборвала
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Руку с мечом и «крышку» — верхнюю часть головы памятника — везли отдельно и приваривали на месте. В голове были монтажные отверстия, через которые устанавливали монумент.
Приехали на место
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Руку с мечом монтируют к памятнику
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Фото: Антон Козлов
Поделиться
С помощью крана памятник поставили на ноги.
Памятник поставили на постамент прямо в каркасе
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Фото: Антон Козлов
Поделиться
Когда «Символ Победы» смонтировали, его закрыли лесами и пленкой.
— Он сиял, как новый медный пятак, — говорит Козлов. — Его нужно было состарить. Этот процесс называется оксидирование и патинирование: металл покрывают специальным химическим раствором, и он темнеет.
А 9 мая «Символ Победы» торжественно открыли. То, что его создали всего за пять месяцев, и Геворк Геворкян, и Антон Козлов называют уникальной ситуацией.
За день до открытия.

Фото: 1723.ru
Поделиться
Сейчас, после реконструкции площади Обороны, «Седой Урал» выглядит так.
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU
Поделиться
По словам Антона Козлова, после открытия памятника всех, кто был причастен к его созданию, пригласили на прием к Аркадию Чернецкому и вручили почетные грамоты и благодарственные письма.
А вот Геворк Геворкян вспоминает ту работу не без грусти. Он рассказывает, что так и не получил две трети своего авторского гонорара.
— Авторский гонорар составлял 9 миллионов 240 тысяч, мне заплатили только 3 миллиона. Подрядчик, Союз архитекторов России, украл мои деньги. Они говорили, что администрация не заплатила, я подал в суд, и там выяснилось, что администрация давно перечислила деньги. Суд я выиграл, но Союз художников обанкротился, чтобы ничего не отдавать. В ГУВД области сказали, что состава преступления не видят. У автора украсть деньги, вы представляете? Позор. Так тяжело мне это далось, болел, но работал, за пять месяцев успел. А в благодарность они украли мои деньги...
Геворк Геворкян продолжает работать скульптором в Екатеринбурге. Недавно мы публиковали его эскиз памятника Святой Екатерине
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Другие редкие фото нашего города смотрите в публикациях проекта «Неизвестный Свердловск».