E1
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+7°

облачно, без осадков

ощущается как +4

2 м/c,

сев.

731мм 37%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Город мнение «Олигархи наши, а деньги в Москву»: глава благотворительного фонда про «Екатерининскую ассамблею»

«Олигархи наши, а деньги в Москву»: глава благотворительного фонда про «Екатерининскую ассамблею»

Организаторы бала для элиты собрали 87 млн рублей, которые ушли в недавно созданный столичный фонд

Губернатор Свердловской области сам сделал стол из столетних досок, который ушел с молотка за 35 млн рублей

В конце минувшей недели, 6 декабря, в Екатеринбурге прошла «Екатерининская ассамблея» — благотворительный вечер, во время которого политики и другие известные в регионе люди распродают дорогие и ценные вещи из личных коллекций. Губернатор Евгений Куйвашев, например, продал стол за 35 млн рублей!

Собрали в итоге 87 миллионов рублей (для сравнения, за прошлые восемь лет собрали 85 миллионов). Всё получит московский фонд актера Евгения Миронова «Жизнь в движении».

Журналист из Нижнего Тагила и учредитель фонда «Живи, малыш» Егор Бычков объяснил, почему ему это кажется странным. Публикуем его колонку целиком.

Раз тема вызвала бурное обсуждение и много кривотолков, попробую яснее сформулировать свои мысли.

1) Сборы на «Екатерининской ассамблее» (ЕА) достигли немыслимых масштабов. В Свердловской области нет фондов, собирающих даже за год столько же, сколько на ЕА собирают за вечер. В этом году на ЕА собрано 87 миллионов. Например, крупнейший фонд помощи детям в Свердловской области «Мы есть» собрал за весь 2019 год только 63 миллиона. И это в два с лишним раза больше, чем собрал благополучатель «Ассамблеи» фонд актера Миронова «Жизнь в движении» за все пять лет своего существования.

И это, простите, уже как-то дико, что в один вечер кто-то получит столько, сколько другие не получают вместе взятые. Тем более странно, что олигархи-то уральские, а фонд почему-то московский.

Возможно, есть смысл брать не один, а несколько проектов на ЕА?

2) Непрозрачная система отбора фондов. По каким критериям оценка? Почему выбрали фонд Миронова, а не какой-то другой? Непонятно.

На сайте Минюста некоммерческие организации (НКО) обязаны публиковать свои отчеты ежегодно по нескольким формам. У фонда Миронова там отчетов нет. Обычно, отвечая на вопрос, как уберечься от фондов-мошенников, все памятки рекомендуют в том числе проверять фонд на сайте Минюста. И если там нет отчетов — это зашкварно и это тревожный звоночек. Не беру сам механизм в расчет — тема дискуссионная, многие фонды вообще предлагают отказаться от такой отчетности. Но все равно продолжают сдавать отчеты, пока этого требует закон.

Я не нашел информации ни на сайте «Жизнь в движении», ни на сайте их «Центра протезирования», кому и чем они помогли, кому оплатили или сделали протезы. Есть только инфа, что фонд оплачивал билеты в США тем, кто хочет там оперироваться. Кстати, соучредитель фонда Наталья Шагинян-Нидэм живет в Америке и основала там фонд по протезированию.

В 2019 году вроде как заработал в России центр протезирования — но информации, что, почем, к чему, почему, на сайте нет, как и ни одного отчета у АНО «Центр протезирования» нет ни на сайте, ни у Минюста. А вообще у них есть компетенции-то протезирование провести? Успешный опыт лечения кого-то? Не нашел информации.

Зато нашел информацию, что из 9 млн рублей, собранных за год, чуть ли не половину они потратили на какие-то концерты, миллион с лишним — на фотовыставку. Сомневаюсь в эффективности таких трат, честно говоря.

У них центр несколько месяцев назад открылся, и мы уже сразу согласились всех детей туда отправить? С чего бы вдруг? Кто принимает такие решения? Кто проводит экспертизу?

3) На сайте ЕА нет информации о том, как были потрачены деньги, собранные в предыдущие годы. Все ли проекты получилось реализовать? Достигнуты ли планируемые результаты? Кто и как проверял финансовую отчетность проектов?

Может быть, есть смысл делать эту информацию публичной? Или даже на старте новой ЕА подводить итоги прошлой? Ведь речь идет о значительных суммах.

4) Сметы проектов. И в этом мой главный вопрос. К заявке на ЕА прилагается смета. На сайте ЕА указано, что эксперты проверили смету фонда Миронова и всё ок. Ладно, а где нам ознакомиться со сметой? На какую сумму она написана? В описании проекта говорится, что в Свердловской области около 30 детей нуждаются в протезировании, ходунках и колясках. Вычеркиваем ходунки и коляски из-за несерьезности сумм в контексте собранных миллионов, остается протезирование. Сколько это детей? Сколько стоит протезирование? Почему им не оплачено протезирование из фонда высокотехнологичной помощи за счет бюджета?

Если перейти к грубой математике, фонд Миронова должен потратить по 3 миллиона на протез ребенку. А смета именно это предполагала? А если на этих детей надо 30 миллионов? Остальные 50 куда? В миссии ЕА пишется, что все должно пойти на свердловских детей. Как быть, если собранных средств больше, чем нужно нуждающимся в протезировании свердловским детям?

5) В Свердловской области куча полезных инициатив и куча новостей о том, что какие-то НКО сворачивают свои важные проекты по причине отсутствия финансирования (история со студией аутистов, к примеру). В чем прикол отдать фонду-победителю ЕА все собранные деньги, даже если их слишком много получилось, но проигнорировать проблемы местных фондов?

6) В чем прикол отдать огромный ресурс ЕА фонду Миронова, который близок к власти, может зайти на любой телеканал и к любому российскому миллиардеру в кабинет? У него есть ресурс решать вопросы на уровне законодательства и властей, у него есть ресурс привлекать пожертвования, размеры которых нам тут никому и не снились.

7) Фонд Миронова «Жизнь в движении» с момента своего основания и до 2019 года собирал в год от 1,3 млн до 9 млн рублей. Это говорит только об одном: Евгений Миронов не занимается фандрайзингом (сбором пожертвований. — Прим. ред.), хотя все необходимое у него для этого есть. По отчетам фонда на сайте видно, что в год у них бывает по 30 поступлений всего. Есть месяцы, когда им даже рубля никто не переводил. С одной стороны стоят примеры Хаматовой и Хабенского, которые шевелятся. С другой — Миронов, который очнулся ото сна, собрал 87 миллионов в Екатеринбурге и вне себя от счастья укатил обратно в Москву. Я знаю людей, которые пашут как кони годами, собирают по три копейки на свои проекты, но им никогда не насобирать столько, сколько получилось на одном вечере ЕА. Какая-то несправедливость.

8) Ну и еще рациональное предложение: не надо отдавать все собранные деньги одному фонду. Есть заявка со сметой от Миронова: «Мы сделаем протезы 30 детям», за столько-то миллионов, — ок, после «Ассамблеи» перевели ему ровно по смете. Остались деньги? Рассмотрите другие заявки, дайте другим проектам по их сметам. Чтобы ресурс ЕА помог гораздо большему количеству детей.

Сейчас же складывается впечатление, что главное для ЕА — собрать деньги, а эффективность их использования — на заднем плане. Получается, если бы ЕА собрала миллиард, его бы тоже отдали фонду Миронова на протезирование конечностей нескольких свердловских детей, хотя это абсурдно.

9) Проект ЕА — отличный. Но ему не хватает открытости. Для примера можно взять Фонд президентских грантов, где можно познакомиться с заявками участников.

Еще раз: суммы на ЕА огромные. Хочется знать, сколько стоят заявленные проекты, каков календарный план реализации, какие компетенции у реализующих, каких количественных и качественных показателей можно добиться с помощью проекта. А не сухое краткое описание в несколько строчек на сайте ЕА.

10) И последнее. Я надеюсь, что ЕА помогла всем нуждающимся в протезировании нижних конечностей детям из Свердловской области. Хочется через год это проверить. Записал себе в ежедневник.

Я предлагаю организаторам сделать выводы из последнего вечера и понять, что суммы сборов растут год от года и они уже явно выходят за пределы реализации лишь одного благотворительного проекта. Как вариант — можно иметь хедлайнера — основной проект с дорогой сметой. А всё, что собрали сверху, потратить на другие общественные инициативы.

Мы фандрайзим и справляемся. За других переживаю. Всем очень тяжело. Я знаю, что подобные мысли о ЕА обсуждаются в сообществе НКО. Взял на себя смелость их озвучить. Благотворительность должна быть эффективной, каким бы хорошим не был фонд актера Миронова.

Если, допустим, протезирование всех нуждающихся свердловских детей стоит 30 миллионов по смете Миронова (точно не известно, смета засекречена), с хера ли им 87 отдавать в то время, когда у нас и других проблем полно?

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления