Отечественная модная индустрия развивается быстро и стремительно. По сравнению с 2022 годом рынок вырос на 10%, а ряды трендсеттеров пополнились новыми лицами. Очередным подтверждением стала прошедшая Международная неделя моды UF LAB в Екатеринбурге. Больше 5000 гостей, 30 дизайнеров и 900 модных образов — UF LAB обсуждают в разных точках не только страны, но и мира. А что думают про событие сами участники? Обсудили внутреннюю кухню с дизайнерами и организаторами мероприятия.
Как это было?
UF LAB собрала колоритную команду из десятка стран и 33 регионов России. Среди них, конечно, были и уральцы. Например, родной регион на неделе моды представляла создательница бренда эстетичной домашней одежды TogStore Юлия Калистратова.
Дизайнер узнала о мероприятии из соцсетей в первые дни анонсирования и тут же заполнила заявку. Девушка рассказывает: сначала сняла ролик на производстве в формате интервью, а потом сами коллекции — так и прошла первый этап.
— Я не попала в финал, но опыт получила колоссальный, — считает уральский дизайнер Юлия Калистратова. — На мероприятии познакомились с другими дизайнерами. Сейчас общаемся, вдохновляемся и развиваемся в тесной взаимосвязи. Неделя моды подсветила нюансы, над которыми нужно поработать, чтобы с маркетплейсов выйти на уровень самостоятельного бренда.
Заявить о себе Юлии помогло и выступление на UF TRADE — площадке, где бренды Свердловской области могли представить свои коллекции байерам. По словам девушки, о такой возможности ей рассказали в Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства.
— Я уже 2 года на постоянном коннекте с ними, — поделилась Юлия Калистратова. — Фонд регулярно дает займы для пополнения оборотных средств, а еще часто рассказывают о конкурсах. О площадке UF TRADE я узнала как раз от них. В итоге выступила с презентацией и заявила о себе байерам. Уже после Недели моды на меня начали выходить с новыми предложениями об участии в показах в Санкт-Петербурге, Ереване.
От местного маркетплейса до ЦУМа
Важной частью Недели моды стала ее деловая программа. Ключевые тренды, продвижение, система продаж — участники рассказали, что успели обсудить многое. Одной из самых заметных тем стало создание своего маркетплейса. На форуме «Мой бизнес. Свердловская область. Самозанятый: бизнес в индустрии моды» заявили, что уже запустили свой каталог уральских брендов. Сейчас там представлено более 100 предприятий.
В их числе бренд актуальной базовой одежды I.B.W (ideal basic wear). Коллекция Оксаны Паникер, построенная по принципу конструктора, завоевала внимание фэшн-инфлюенсеров и попала в топ-15 финалистов Всероссийского конкурса дизайнеров и стала участником показа на UF LAB.
— Мы получили консультации у топового специалиста индустрии Ануш Гаспарян и байера ЦУМа, — вспоминает дизайнер I.B.W Оксана Паникер. — Причем это были не просто поверхностные советы, а с индивидуальным подходом. Удивило и количество инфлюенсеров: главред ELLE Катя Мухина, историк моды Анатоль Вовк. Еще каких-то 10 лет назад мы и мечтать не могли о таком.
Дизайнер рассказала, что каждый день на неделе моды проводили паблик-токи. Там Оксана Паникер выступила на дискуссии про устойчивую моду и осознанное потребление. По словам девушки, это как раз то направление, в котором она развивает свою компанию.
Поучаствовать в паблик-токах могли все желающие. Общее количество зрителей превысило 15 000 человек. В числе участников — более 40 признанных экспертов отрасли.
Удалось ли UF LAB стать фэшн-коворкингом?
На мировом модном рынке сохраняется тенденция на коллаборации. Крупные бренды объединяются с новыми лицами и пытаются переосмыслить старые коллекции. Отечественные специалисты считают: чтобы продвигать эту идею в России, фэшн-сообществу нужно больше профессиональных событий. Как раз таким и задумывался UF LAB. Но удалось ли ему создать большой хаб из дизайнеров, байеров и инфлюенсеров? Если верить цифрам, то вполне. По словам организаторов мероприятия, UF LAB посетило более 130 представителей fashion-индустрии.
— В Екатеринбург приехал настоящий десант звездных гостей: представители индустрии моды, известные журналисты и ведущие, — рассказал директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев. — Интерес к событию был и остается высоким: публикации в СМИ с упоминанием UF LAB получили свыше 91 миллиона уникальных просмотров.
Также международная неделя моды принесла дизайнерам более 50 контрактов. Об этом сообщил заместитель губернатора Свердловской области Дмитрий Ионин. По его словам, уже сейчас обсуждается выход четырех уральских предприятий на экспорт.
За рамками мероприятия развивать fashion-отрасль в регионе помогают меры поддержки.
— У нас большая линейка инструментов поддержки для самозанятых и предпринимателей в индустрии моды, — отметил Валерий Пиличев. — Это форумы, ярмарки в Екатеринбурге и городах Свердловской области, программы обучения, специальные займы.
Это дало свой результат. По данным отдела аналитики Fashion Consulting Group, в прошлом году в fashion-отрасли зарегистрировалось более 7,5 тысяч юридических лиц. Из них порядка 40% уже открыли свои магазины.
— То, что сейчас делается со стороны региональных властей — беспрецедентные меры поддержки за всю историю индустрии, — считает Оксана Паникер. — Взять хотя бы то, как нас выручает Фонд поддержки предпринимательства. Когда мы были на самом старте, нам дали кредит без поручителей, а в прошлом году фонд сам стал нашим поручителем. Хотелось бы, чтобы в этом направлении развивались и дальше.
Специалисты рынка убеждены: чтобы снизить риски при запуске своего бренда и найти свое место в сфере fashion, мало одних финансовых вложений. Важно выстроить стратегию, определить, как работать с разными каналами продаж, адаптировать коллекции под спрос своей целевой аудитории. Как раз в этом уральцам и другим участникам Международной недели моды помогали на экспертных площадках.
— Я против чисто раздачи денег, потому что они могут быть потрачены нецелесообразно, — заявила владелица бренда I.B.W. — До них нужно сначала дорасти. Важно научиться финансовой грамоте, управлению бизнес-процессами. Мне понравилось, что на Неделе моды этому уделили много внимания. Я узнала о трендах, послушала о платформе для дизайнеров. Нам дали не рыбу, а удочку, и это бесценно.