E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -2

4 м/c,

южн.

732мм 57%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Здоровье Ядерная медицина против рака: в Екатеринбурге построили центр, где смогут выявлять даже самые маленькие опухоли

Ядерная медицина против рака: в Екатеринбурге построили центр, где смогут выявлять даже самые маленькие опухоли

Как работает новый томограф, журналистам E1.RU показал министр здравоохранения Белявский.

Позитронно-эмиссионный томограф – первый в нашем регионе.

Самые маленькие злокачественные опухоли теперь смогут обнаружить свердловские онкологи. В Екатеринбурге на территории областного онкодиспансера появился современный Центр позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). За этим сложнопроизносимым названием кроется уникальный метод диагностики, с помощью которого специалисты смогут находить раковые образования на самой ранней стадии.

В начале апреля здесь начнут принимать первых пациентов, обследование для жителей области будет бесплатным, и это не первоапрельская шутка. Лечь под новый томограф в этом году смогут шесть тысяч человек.

У специалистов нового центра уже почти всё готово. Журналисты E1.RU первыми побывали в новом ПЭТ-центре, который вместе с нами осмотрел министр здравоохранения области Аркадий Белявский. По его словам, появление такой технологии в нашем городе – подтверждение того, что в Свердловской области придаётся большое значение вопросам развития ядерной медицины.

На сегодняшний день в лечебно-профилактических учреждениях нашей области функционирует три радиологических отделения. Самое крупное отделение радионуклидной диагностики – в областном онкодиспансере. Кроме этого, отделения радионуклидной диагностики располагаются в Областной детской клинической больнице № 1 и Центральной городской больнице № 4 Нижнего Тагила. Работа во всех трёх отделениях строится на использовании одного радиоизотопа – Технеций-99.

Но наиболее высокой чувствительностью и расширенными диагностическими возможностями обладают позитронно-эмиссионные томографы, который отныне есть в нашем регионе.

– Аркадий Романович, такой томограф – первый в области. В чём его особенность?

– Это позитронно-эмиссионный томограф, который сочетает в себе гамма-камеры и компьютерную томографию. То есть пациенту вводится контрастное вещество, потом делается серия снимков компьютерной рентгеновской томографии, на которых выявляются мелкие опухоли, определяется локализация трудновыявляемых.

– То есть диагностировать рак станет проще?

– У него две функции. Первая – это ранняя диагностика заболеваний, выявление отдалённых метастазов. Второе, что очень важно для врачей онкологов, – это оценка критериев излечимости. То есть в процессе лечения, проведения курса химиотерапии, лучевой терапии очень сложно бывает оценить, насколько эффективно было то лечение, которое пациенту провели. Этот аппарат как раз очень помогает в этой диагностике: были метастазы, уменьшились, насколько уменьшились, где остались, может, появились новые. Этот аппарат позволяет проводить точную диагностику. В этом плане он, конечно, уникален.

Надеюсь, что появится ещё один аппарат на базе этого центра. По крайней мере, помещение для него предусмотрено. В перспективе есть ещё мысль поставить такой же аппарат в Нижнем Тагиле.

– В Екатеринбурге ПЭТ-центр появился в результате соглашения правительства области с частной медицинской организацией "ПЭТ-Технолоджи".

– Это реализация проекта государственно-частного партнёрства. То есть области выделили только участок земли. Всё, что здесь есть, – это здание, это оборудование построены за счёт средств частного инвестора. Мы включаем это обследование в базовую территориальную программу обязательного медицинского страхования и постепенно рассчитываемся за каждого пролеченного пациента. Это выгодно инвестору и очень выгодно области, потому что она не вкладывает такие серьёзные суммы, а это сотни миллионов рублей.

В прошлом году даже вышел федеральный закон о государственно-частном партнёрстве. И одно из основных направлений – это направление его работы в рамках здравоохранения. Понятно, что здравоохранение – высокозатратная отрасль. Денег на всё не хватает. Взаимодействие с частными инвесторами помогает решать многие серьёзные задачи. Вот сегодня мы решили эту.

– Кто сможет проходить здесь обследование?

– Все, кому это нужно. Это онкологические и онкогематологические пациенты со всей области. Вчера я подписал приказ, согласно которому определён перечень показаний направления, порядок направления, образец для направления пациентов на это исследование. Мы начинаем взаимодействие с медицинскими учреждениями, это прежде всего онкологический диспансер с филиалами, областная детская клиническая больница и областная клиническая больница № 1.

– Диагностика будет бесплатной?

– Для пациентов это будет бесплатно. Всё будет оплачиваться за счёт территориальной программы обязательного медицинского страхования.

– Во сколько обойдётся обследование одного человека для бюджета?

– Ориентировочно – около 39 тысяч рублей.

– Человек, который не состоит на учёте онколога, сможет пройти ПЭТ-диагностику? Будут ли платные услуги?

– Нет, не смогут. Направление врача на это исследование абсолютно обязательно. Что касается платных услуг, они будут предоставляться для жителей других субъектов, которые захотят пройти обследование именно у нас.

Сейчас вообще тема ядерной медицины достаточно активно развивается в России. В этом плане Уральский федеральный округ – лидер среди других федеральных округов. Такие аппараты есть в Тюмени, Ханты-Мансийске, Челябинске, Екатеринбурге. А вот дальше, особенно в Сибири, таких возможностей нет. Я думаю, что с учётом нашей транспортной схемы и доступности мы сможем привлекать пациентов из соседних областей: Омской, Новосибирской и так далее.

– Какова пропускная способность оборудования?

– В год 12 тысяч человек можно легко обследовать.

– Запись на ПЭТ-диагностику уже началась?

– В рамках обязательного медицинского страхования она начнётся с апреля.

– Производитель этого томографа – американская компания General electric. Как вы считаете, почему нет российских аналогов?

– Мировое разделение труда – оно было, есть и будет. Что-то делают лучше там, что-то делают лучше у нас. Натуральное хозяйство было в древние века, когда всё производилось у себя внутри. Я думаю, кооперация разделения труда и вообще макроэкономические показатели никто не отменял. Мы будем делать уральские локомотивы, что-то будем покупать и привозить из-за границы. Могу сказать, что инкубаторы оптико-механического завода покупают во всём мире. Сейчас выходит на серьёзный уровень компания "Тритон", которая производит мониторы для слежения за пациентами и аппараты искусственной вентиляции лёгких. Их уже закупает ближнее зарубежье, и они пытаются выйти на мировые рынки, а здесь у нас есть конкретное преимущество – хорошее качество при более низкой цене.

– Какова на сегодняшний день ситуация с онкологией в области? Рост заболеваемости продолжается?

– Онкологическая заболеваемость в целом по России растёт. Но она растёт повсеместно, и она связана с двумя причинами. Первая и, наверное, самая главная – растёт продолжительность жизни людей. А чем дольше живёт человек, тем вероятность развития онкологического заболевания у него выше. С возрастом патология накапливается, и развиваются те или иные локализации.

– А положительные тенденции есть?

– В прошлом году в целом по России, в субъектах, которые расположены в Уральском федеральном округе, смертность выросла. А в Свердловской области снизилась на 2,7 процента. Это результат совместной кропотливой работы областного онкологического диспансера, как организационно-методического центра, первичного звена лечебно-профилактических учреждений. У нас еженедельно в Министерстве здравоохранения проводились противораковые комиссии, на которых разбирались запущенные онкологические случаи, поднимались вопросы ранней диагностики, эффективной работы смотровых кабинетов, флюорографических и маммографических передвижных кабинетов. Это целый комплекс вопросов. Мы навалились на эту проблему, и мы увидели, что с ней можно бороться.

В этом году мы продолжаем то, что наработали в прошлом году. Надеюсь, что эту положительную тенденцию мы сможем сохранить и в текущем году.

– Если говорить о ранней диагностике, проблема выявления онкологических заболеваний остаётся?

– Проблема ранней диагностики есть. Самая главная наша задача – чтобы люди вовремя, при появлении первых признаков заболевания, при появлении первых симптомов обратились на приём к врачу. И наша задача обеспечить, чтобы они попали на приём к врачу, просто к терапевту, к врачу общей практики, пройдя необходимое обследование, попали своевременно на приём к специалистам-онкологам, для того чтобы начать эффективное лечение. Чем раньше мы начнём лечение, тем эффективнее его результат. Первая и вторая стадия рака – это 95 процентов излечиваемости.

– Проблема в том, что люди у нас инертны и вовремя не идут к врачу?

– Люди у нас, наверное, не привыкли следить за своим здоровьем. У нас нет культа здоровья. В последние несколько лет благодаря ежегодной диспансеризации населения мы приучаем людей к тому, что надо приходить к врачу. В прошлом году мы посмотрели примерно 750 тысяч человек. И больше 30 процентов от пришедших были направлены на второй этап. У них выявили симптомы заболеваний, которые потребовали проведения дополнительных исследований для постановки диагноза. По результатам этой диспансеризации 150 тысяч человек было взято на диспансерный учёт. А если человек попал на диспансерный учёт с гипертонической болезнью, ишемической, диабетом – это значит, что мы будем контролировать его лечение. Он будет сам понимать, что у него есть какая-то проблема со здоровьем и это требует ограничений и в образе жизни, и в каких-то других вещах.

– У губернатора Евгения Куйвашева на днях был день рождения и на своей странице он обратился ко всем с просьбой не дарить ему подарки, а пожертвовать средства нуждающимся детям. Почему при нынешнем развитии высокотехнологичной помощи нам приходится всем миром собирать деньги на лечение детей, страдающих онкозаболеваниями? Чего не хватает?

– У нас в достаточном количестве есть лекарства, есть много квалифицированных специалистов. Но мировые технологии, которые появляются, они вначале всё-таки появляются где-то на западе. И иногда нам требуется время, чтобы обучиться этой технологии и привить её в наших лечебных учреждениях. Через год мы тоже это будем делать, но лечить надо сегодня. Некоторые пациенты не могут ждать. Таких ситуаций с каждым годом становится всё меньше. Я вижу это по диагнозам детей, которыми благотворительные фонды занимаются, собирают деньги на лечение. Через 2-3 года их не надо будет никуда направлять.

Я помню время, когда для хирургического лечения заболеваний сердца все ездили за границу. Сегодня ни у кого даже мысли такой нет, потому что всё это проводится у нас в Свердловской области и вообще в Российской Федерации. То же самое касается онкологии. Не было у нас этого аппарата, некоторым пациентам приходилось ездить на исследования в Москву, Санкт-Петербург, кто-то принимал решение поехать за границу. Сегодня им не надо никуда ехать, они могут пройти это обследование здесь. Вот так вот медицина движется вперёд вместе с мировой медициной. И я думаю, что наступит тот день, когда никому никуда не надо будет ездить, всю медицинскую помощь будут оказывать на месте.

Фото: Дмитрий ГОРЧАКОВ / E1.RU

Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления