
Поделиться
Сегодня мы пришли в гости к врачу, который спасает наши сердца. Заведующая кардиологическим отделением Медицинского объединения "Новая больница", заслуженный врач России Елена Фокина – о том, почему всё чаще с инфарктами привозят в больницу 20-летних и как уберечь своё сердечко без горстей таблеток.
– Елена Георгиевна, у вас самое большое кардиологическое отделение в городе, в которое поступают, в том числе и очень тяжёлые пациенты с острым инфарктом миокарда, и вам их удаётся спасти. Насколько я понимаю, в кардиологии за последние 10-20 лет произошла настоящая революция. Но доктор с фонендоскопом, даже судя по врачам вашего отделения, это по-прежнему актуально?
– В современной кардиологической клинике действительно есть очень много диагностических и лечебных возможностей. Но всё-таки врач и сегодня должен уметь правильно собрать анамнез у пациента – то есть поговорить с ним, выслушать все жалобы, задать нужные вопросы, а потом, несмотря на наши новые методы диагностики, выслушать трубочкой, как работает сердце. От этого зависит скорость постановки диагноза и весь последующий объём обследований. У современных кардиологов очень много инвазивных исследований (связанных с проникновением через естественные барьеры организма человека. – Прим. авт.), но именно врач должен определить, какие из них нужно, а какие не нужно проводить. Причём это касается не только диагностики поражения коронарных артерий, но и при определении причины, вызвавшей нарушение ритма сердца.
– Сколько среди пациентов вашего отделения поступают с нарушениями ритма?
– Около 60% наших пациентов – это пациенты с нарушениями ритма сердца. По неотложным показаниям мы принимаем их из всех районов Екатеринбурга. У нас лечатся больные с брадиаритмиями – когда сердце сокращается с частотой реже 60 ударов в минуту и с тахиаритмиями, если частота сердечных сокращений превышает норму и иногда доходит до 180-200 ударов в минуту и даже больше. При замедлении сердечного ритма человек обычно чувствует слабость, может даже упасть в обморок и получить травму. Но далеко не всегда причина брадикардии находится в самом сердце. Она может быть единственным проявлением других, не менее серьёзных заболеваний – например, гипотиреоза или заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки.
– Из-за чего это происходит?
– При эрозивно-язвенных изменениях в желудке происходит повышение активности блуждающего нерва. Он замедляет частоту сокращений сердца. Очень часто мы видим такое у молодых спортсменов – у них очень много переездов, постоянные тренировки, нерегулярное питание. Но они, к сожалению, свою брадикардию часто принимают за признак "тренированного сердца". А это далеко не всегда так, и им просто нужно начать питаться регулярно более здоровой пищей и пролечиться у гастроэнтеролога. А наша роль здесь – вовремя направить их к этому врачу, исключив сердечную причину аритмии.
Если же причина такой аритмии всё-таки сердечная, то мы рекомендуем пациентам установку кардиостимулятора. Это можно сделать у нас в отделении, мы занимаемся установкой ЭКС уже несколько лет.
– Бесплатно?
– Конечно, пациенту не нужно платить ни за услугу, ни за сам кардиостимулятор.

Поделиться
– А как вы лечите тахиаритмии? Раньше при тахикардиях наши бабушки горстями принимали лекарства – теперь иначе?
– Вы знаете, чем сильнее антиаритмический препарат, тем больше у него побочных эффектов. Поэтому очень хорошо, что сейчас мы можем помочь пациентам совсем другими немедикаментозными методами. У нас в отделении мы выявляем зону, в которой в сердце произошли нарушения, а далее на помощь приходят кардиохирурги-аритмологи ОКБ № 1. С помощью радиочастотного метода или при локальном воздействии холода на патологический очаг хирург "разрушает" его, и после такой процедуры пациент вообще может быть полностью избавлен от необходимости принимать антиаритмические препараты.
– Кстати, не одни бабушки и дедушки сегодня страдают заболеваниями сердца – в коридорах вашего отделения встречаются и очень молодые пациенты. Например, Никита, которому при нас только снимали кардиограмму. С чем к вам поступают такие молодые люди?
– Никиту Сергеевича, которому всего 20 лет, к нам привезла скорая помощь с жалобами на боли за грудиной. При этом у него были выраженные изменения на кардиограмме. Сегодня у нас в отделении уже второй день. Как вы сами слышали, его уже ничего не беспокоит. Но с причиной болей в области сердца мы ещё будем разбираться. Не исключено, что их вызвала чрезмерная физическая нагрузка, которая была у него накануне. Хорошо, что он обратился за помощью и не стал терпеть боль дальше. Хотя, как выяснилось, он ходил с ней около трёх дней. Этого, конечно, делать нельзя.

Поделиться
– То есть боли в области сердца в любом возрасте терпеть нельзя?
– Здесь лучше перестраховаться. Всех больных с острыми инфарктами миокарда скорая помощь везёт либо к нам, либо в Уральский институт кардиологии. И вот только по нашей статистике более 100 человек в течение года вызывают скорую помощь слишком поздно. Они терпят день, два и дольше. Думают, что это болит желудок, что это остеохондроз. Садоводы терпят потому, что у них что-то не посажено или, наоборот, не убрано. А тем временем первый час при инфаркте миокарда для нас на вес золота. Прямо "с колёс" скорой помощи пациент транспортируется в операционную, где ему проводится стентирование сосудов сердца – то есть их "расширение" с последующим "укреплением". Если в течение первого часа открыть закупоренный тромбом сосуд, то мы успеваем сохранить сердечную мышцу. У нас есть такой термин – "прерванный инфаркт миокарда", но прервать его можно только в первый час. И это тоже всё бесплатно, за это не нужно никому платить. Нужно только вовремя вызвать скорую.
Бывает, конечно, и атипичная клиника инфаркта миокарда. Но и здесь есть косвенные признаки, указывающие на то, что проблема кроется в сердце. Например, сегодня к нам поступила 47-летняя пациентка. В течение недели до этого у неё заболели зубы, она даже ходила к стоматологам. По-видимому, там и правда было что лечить, потому что зубы ей пролечили, а боль так и не прошла. Во время обследования у нас в клинике только сегодня у неё был выявлен инфаркт миокарда, который можно было бы заподозрить и раньше, если бы пациентка и врач-стоматолог обратили внимание на то, что боль у неё возникала только при ходьбе и полностью проходила при остановке.

Поделиться
– А после процедуры стентирования, о которой вы говорили, больному нужно что-то принимать, соблюдать какие-то ограничения?
– Тут у нас есть серьёзная проблема, особенно с молодыми мужчинами. Мы их спасаем, при выписке объясняем, что теперь в течение года необходимо принимать антитромбоцитарные препараты – то есть препараты, снижающие свёртывающие свойства крови. Но пациенты забывают об этом, так как чувствуют себя хорошо, у них "ничего не болит". А потом поступают к нам повторно с тромбозом установленного ранее в коронарную артерию стента, который им когда-то спас жизнь. Вот тут бывает очень обидно – и нам, и кардиохирургам, которые устанавливали этот стент.
И та же проблема всё с теми же молодыми мужчинами, когда мы лечим гипертоническую болезнь. Крайне сложно бывает объяснить, что препарат, снижающий артериальное давление, нужно принимать постоянно. Что только мы не слышим в ответ – и "у меня ничего не болит", и "я не чувствую это давление".
На занятиях в школе для пациентов, которая работает у нас в больнице много лет, мы учим больных, что гипертония – это их "друг на всю жизнь". А периодический, ситуационный приём лекарств вреден с любой точки зрения. В том числе и потому, что резкий перепад от высокого давления к низкому и наоборот, который всегда бывает при таком приёме, крайне опасен для сосудов.

Поделиться
– И при гипертонии сейчас, наверное, тоже не принимают горсти таблеток?
– Все современные препараты, которые мы назначаем при гипертонической болезни, устроены крайне разумно. Нет сейчас никаких "горстей" и не нужно ничего принимать 3-4 раза в день. Бывает достаточно одной таблетки – это совсем не шутка. Если человек забывает даже про один этот раз, то мы советуем положить лекарство рядом с зубной щёткой. Почистил зубы – принял препарат. Но жизнь есть жизнь, никто в ней не застрахован от стрессов, и наши гипертоники иногда позволяют себе съесть что-то солёное, от чего у них поднимается давление. Для того, чтобы часто не вызывать скорую помощь, у каждого пациента должна быть своя таблетка, и мы им помогаем подобрать такую "скорую помощь" при гипертоническом кризе.
– Как можно попасть в кардиологическую школу здоровья в вашей больнице?
– Вся информация о школах для пациентов есть у нас на сайте. Есть школа для больных с артериальной гипертензией, для пациентов с аритмиями, с ишемической болезнью сердца. И очень хорошо, что к нам приходят не только наши пациенты – очень часто они приводят вслед за собой знакомых, родственников, даже детей. Потому что артериальная гипертензия часто имеет наследственную природу – человек наследует особенности регуляции сосудистого тонуса. Есть семейные традиции питания и образа жизни, которые тоже лучше менять всей семьёй. А если дома есть пациент, перенесший инфаркт миокарда, или пожилой родственник, страдающий артериальной гипертензией, то его родным наша информация тоже будет полезна и даже поможет спасти жизнь любимому человеку. Практически с любым заболеванием сердца сейчас можно жить, не теряя качества жизни. Главное – не относиться к своему здоровью небрежно.

Поделиться
У меня есть любимая притча о том, как троим рабочим, занятым на строительстве дворца, задали один и тот же вопрос: "Что ты делаешь?" Первый ответил: "Я подметаю двор". Второй ответил: "Я кладу кирпичи". Третий сказал: "А я строю дворец".
Каждый человек должен понимать, что дворец своего здоровья он строит сам.