21 октября четверг
СЕЙЧАС -2°С

Гаджеты повышают риск развития аутизма. Колонка нейропсихолога

В век интернета вероятность появления отклонений у детей растет

Поделиться

Дети с аутизмом могут реализоваться в жизни, если создать им условия

Дети с аутизмом могут реализоваться в жизни, если создать им условия

Поделиться

Нейропсихолог рассказал, почему становятся аутистами

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. В соответствии с Международной классификацией болезней, принятой в нашей стране, аутизм отнесен к группе расстройств, характеризующихся нарушениями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.

Сергей Киселёв — заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития

Сергей Киселёв — заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития

Поделиться

В понимании аутизма сегодня множество лакун и противоречий. О некоторых проблемах, с которыми сталкиваются ученые и практикующие специалисты, работающие с этим расстройством, в своей колонке рассказывает эксперт Уральского гуманитарного института УрФУ, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития Сергей Киселёв.

Что такое аутизм?


Однозначного понимания этого расстройства на сегодняшний день нет. К примеру, ученые лондонской школы считают ключевой проблемой синдрома аутизма когнитивный дефицит, сложности в интеграции информации в мозге, что ведет к мозаичному восприятию мира, проблемам социального взаимодействия. Ряд российских ученых определяющим в аутизме считают нарушение эмоционально-коммуникативной сферы, есть также мнение, что ключевой проблемой этого расстройства является неспособность понимать чувства других людей.

Сегодня используется порядка 15 разных подходов, направленных на коррекцию аутизма; поиск подходящей в каждом случае ведется, что называется, путем проб и ошибок.

Это лечится?


Нет, не лечится в том смысле, что ребенка нельзя полностью избавить от этого расстройства. Этим детям предлагают разнообразные варианты коррекции, которые позволяют развивать некоторые психические функции, формировать некоторые навыки. Например, можно помогать им развивать социальные и коммуникативные навыки. К сожалению, в понимании аутизма так много белых пятен, что применяемые методики не всегда оказываются эффективными даже в такой помощи.

Кроме этого, сейчас всё больше сходятся во мнении, что аутизм — это не одно расстройство, что существуют различные варианты этого отклоняющегося развития. Неслучайно в последние годы наряду с термином «аутизм» всё чаще используется понятие «расстройство аутистического спектра» (РАС). Конечно, необходима разработка общепринятой классификации различных форм РАС, которой до сих пор не существует.

Что такое ранняя диагностика аутизма?


В большинстве случаев аутизм сегодня выявляется в 1,5–2 года, но на самом деле он формируется гораздо раньше — по современным представлениям, уже на этапе внутриутробного развития.

Поиском того, какие именно гены могут быть задействованы в этих процессах, активно занимаются исследователи в разных странах. На текущем этапе выявление этого расстройства проводится только на основании поведенческих симптомов.

Самые ранние симптомы малозаметны, но они могут проявляться уже на 5–6-м месяце жизни младенца. Так, полугодовалый ребенок в норме внимательно наблюдает за лицами людей, особенно лицом матери. Именно лица ребенок предпочтет другим стимулам, например, изображениям неодушевленных объектов. Ребенок с аутизмом не демонстрирует такого предпочтения. Или другой пример: как правило, типичный ребенок с интересом смотрит на то, на что смотрит его мама. И чем малыш становится старше, тем этот интерес проявляется ярче.

Разработка методов ранней диагностики аутизма — это еще одна из ключевых задач для современной науки, так как чем раньше выявлено расстройство, тем выше вероятность эффективной помощи ребенку.

Почему детей с РАС с каждым годом становится всё больше?


Дети с этим расстройством были и раньше, но им, если это была не грубая форма аутизма, чаще всего не ставили диагноз, а списывали на «странности ребенка», «особенности характера». Но надо сказать, что сейчас существуют такие средовые условия, которые повышают риск развития аутизма у детей.

Простое общение крайне необходимо для правильного развития социального мозга. У детей с РАС как раз и наблюдается искаженное развитие мозговых механизмов, связанных с социальным взаимодействием.

Насколько дети с РАС приспособлены к жизни в обществе?


Степень адаптации к миру у детей с РАС гораздо ниже, чем у типичных людей. Но если у детей с этим расстройством нет нарушений интеллекта (а некоторые из них являются и одаренными в той или иной сфере), то, попав в благоприятную среду, они могут реализоваться в жизни.

Есть известные художники, музыканты, программисты с этим расстройством. При этом нужно понимать, что успешная социальная адаптация людей с РАС — это результат удачного совпадения многих факторов: от поддержки семьи и попадания в благоприятную среду до специфики и уровня выраженности этого расстройства.

Сегодня знаковые здания в городе подсветят синим в честь дня распространения информации об аутизме. Аутисты, как и многие другие люди, которые нуждаются в помощи, пострадали от пандемии, из-за которой свердловский центр для детей-инвалидов отдали под обсерватор. Почитайте интервью мамы ребенка-аутиста о том, с какими стереотипами общества приходится сталкиваться родителям детей-инвалидов.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК8
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ3

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Екатеринбурге? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Loading...
Loading...