E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, дождь

ощущается как 0

2 м/c,

вос.

725мм 92%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Мой дом Полезные статьи Автоматические иноходцы

Автоматические иноходцы

В конце XIX столетия в европейских городах появился самодвижущийся транспорт. Явление в 1886 г. на улицах германского города Мангейма первого в истории автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, управляемого Карлом Бенцем, вызвало шок. Для наведения порядка пришлось вмешаться полиции, технику арестовать и выставить к гаражу охрану. А 9 августа 1895 г. самодвижущийся экипаж впервые увидели жители российской столицы. Не за горами был XX век, принесший иной ритм и иные скорости.


История отечественного автомобильного транспорта и автопромышленности начинается с 1896 года благодаря двум важнейшим событиям. 1 июля 1896 г. на Всероссийской научно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде был представлен первый «экипаж вполне русского производства», сконструированный на петербургских заводах Яковлева и Фрезе. А 11 сентября 1896 г. вышло постановление министра путей сообщения князя Хилкова «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров в самодвижущихся экипажах». Автомобиль в России был официально признан правительством и разрешен для использования с соблюдением определенных правил.

Правила для эксплуатации автомобилей были приближены к требованиям к гужевому транспорту. Главная цель — обеспечение порядка на дороге, безопасности людей и сохранности шоссейного полотна. «При каждом самодвижущемся экипаже должно иметься надлежащее удостоверение, что экипаж исправен во всех частях и что все части механического двигателя находятся в исправном и безопасном состоянии», — говорилось в министерском постановлении. Чем не прообраз техпаспорта? «Скорость их движения при встрече с экипажами, запряженными лошадьми, чтобы не пугать лошадей, должна быть уменьшаема до самого тихого хода. На крутых поворотах самодвижущиеся экипажи должны двигаться тихо, а в закрытой местности, кроме того, трубить. Соответственно с требованиями общей безопасности скорость прохождения должна быть уменьшаема: на спусках, при встречах с другими экипажами, в местах пересечения шоссе с другими дорогами и поселениями». Первые автомобили были намного тяжелее современных, и для сохранения дорожного полотна на шоссе не разрешалось выезжать машинам весом более 300 пудов (4 т).

Когда же «самодвижущиеся экипажи» появились на Среднем Урале? В 1901 г. в одной из екатеринбургских газет было опубликовано объявление, в котором предлагалось купить новинки французской автофирмы «Клеман-Гладиатор» как необходимое для каждого средство удовольствия и экономии времени. Нашли ли французы покупателей, судить трудно.

Реально эра автотранспорта в Екатеринбурге началась со второго десятилетия XX века. Тогда на страницах газет стали нередкими объявления, подобные следующему: «В 12 часов дня по Главному проспекту проезжали на лошади крестьянки Кузнецова и Кузьмина. Здесь их нагнал неизвестно кому принадлежащий автомобиль, сильного шума которого лошадь испугалась и кинулась в сторону, обе пассажирки вылетели из телеги, получив сильные ушибы». Или другой случай: «Вечером на Главном проспекте около памятника Александру II быстро проходящий автомобиль испугал лошадь. Последняя понесла, и только благодаря счастливой случайности седоки отделались испугом». Подобные происшествия не оставили равнодушными городские власти. Весной 1910 г. в России вступило в силу положение международной конвенции по урегулированию автомобильного движения. Один из ее параграфов гласил: «При движении городом соблюдаются особые местные правила». Следовательно, не только сама жизнь, но и закон требовал от городской думы Екатеринбурга принять соответствующие постановления.

И уже в июне того же года городская дума распорядилась изготовить для автомобилей специальные крупные по размеру номера. «Эти номера должны быть прибиты к кузовам, чтобы в случае быстрой и неосторожной езды по ним всегда можно было определить владельца». А в 1911 г. были разработаны Обязательные постановления о порядке езды на велосипедах и автомобилях по улицам Екатеринбурга. За основу взяли подобные документы, изданные ранее для Москвы и Санкт-Петербурга. Но распоряжения городских властей исполнялись из рук вон плохо, и «автомобили разъезжали без номеров, управление поручалось лицам малоопытным». В качестве действенных мер борьбы с нарушителями предлагалось ввести для водителей билет с фотокарточкой.

Впрочем, «автоматические экипажи» оставались в Екатеринбурге редким видом транспорта, у многих вызывавшим раздражение. «Каждый знает, что езда на автомобилях, благодаря их тяжести, основательно портит мостовые», — жаловались газеты. Гласные думы специально рассматривали эту тему и решили взимать с автолюбителей налог — по 1 рублю с лошадиной силы двигателя.

Первые уральские автомобилисты были представителями крупной буржуазии. История сохранила несколько фамилий: владелец пивоваренного завода Н. Злоказов, один из братьев Макаровых — владельцев паровой мельницы. В июле 1921 г. купец С. Логинов, хозяин крупнейшей на Урале спичечной фабрики, совершил автопробег по маршруту Екатеринбург — Кунгур — Пермь. Но особенно весом вклад в распространение на Среднем Урале автомобилей Рихарда Штроля. В Екатеринбурге он торговал бельем, парфюмерией, велосипедами, но, почувствовав конъюнктуру, посвятил себя автоделу. Со временем у Штроля образовался целый парк машин, которые сдавались напрокат и приносили своему хозяину немалый доход. Кроме того, он открыл автомагазин и организовал автомастерскую.

Судьба Штроля и его семьи оказалась трагичной. В 1914 г., после начала Первой мировой войны, его арестовали за симпатию к немцам и выслали в Сибирь. Вскоре он умер в иркутской пересыльной тюрьме.

В 1911 году в Екатеринбурге был пущен первый автобус для горожан, не располагавших средствами на приобретение собственных автомашин. 27 ноября Уральское автомобильное товарищество сообщило через прессу о том, что «открыто по Екатеринбургу правильное и регулярное движение в 9-местном крытом и освещенном автобусе». Он курсировал в квадрате современных улиц Вайнера, Ленина, Толмачева и Малышева. Но по неизвестным причинам эта первая попытка наладить работу общественного автотранспорта не увенчалась успехом. В старом Екатеринбурге продолжал господствовать безотказный, но своенравный транспорт в одну лошадиную силу на сено-овсовом «топливе».

СПРАВКА
В каждой стране перебрали не менее десятка названий для нового средства передвижения. Американцы предлагали «мотоцикл» — в противоположность «байциклу» (велосипеду). Англичане — «автокар» или «мотокар», немцы ратовали за «моторваген». В России поначалу как видели, так и говорили — «самодвижущийся экипаж», затем появилось более лаконичное — «самокат». Но поскольку законодателями мод и лидерами в промышленном производстве машин стали французы, на всей планете прижился их вариант — «автомобиль».


Налог с екатеринбургских автолюбителей — 1 руб. с лошадиной силы двигателя — был намного меньше, чем в других городах, поскольку «автомобили только начинают распространяться, и не нужно тормозить хорошего начинания».

Материал предоставлен журналом «ГАИ: городской автоинформатор»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления