Кино и литература снова прошли некий круг и вернулись к теме Второй мировой. Может быть, к последним ее участником пришло время осмысления, а тем, кто ее не знал, передалось трепетное бремя боли своих родителей. Но как бы то ни было, Гюнтер Грасс в последнем романе пишет о своей службе в СС, а Марк Леви пишет о поколении отцов, которые навсегда остались детьми войны.
Это другая реальность, это предавший страну генерал, нашитые на одежду желтые звезды и мальчики, уходившие в неизвестность. Для многих взрослой жизнью стали тюрьма, голод и постоянный страх. «Нельзя привыкнуть к лязгу тюремных решеток», - пишет Леви. Нельзя привыкнуть быть не свободным. А главное, нельзя привыкать.
«Заключенные расходятся по камерам, двери захлопываются, и концерт задвижек стихает. Каждый сидит, углубившись в свое одиночество и грея руки о края своей металлической посудины. Губы тянутся к миске с варевом, втягивают солоноватую жидкость, пьют ее мелкими глотками. Пьют наступающий день».
Начинается и заканчивается роман одной и той же сценой в кафе, когда отец молча прощается с сыном, и это молчаливое прощание, пожалуй, сильнее всех тюремных сцен.
Первым правильно ответившим на вопрос конкурса стал Артем Мельник. Поздравляем с победой!
Правильный ответ: