E1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+3°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -1

3 м/c,

ю-з.

731мм 85%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Реклама
Мой дом Полезные статьи Жизнь на колесах

Жизнь на колесах

Производители предлагают автолюбителям три типа дисков — штампованные, литые и кованые. Выбор зависит от стиля езды и финансовых возможностей водителя. Все плюсы и минусы в материале.



Штампованные диски (или в просторечии «штамповка») — самые дешевые, неприхотливые и пока наиболее распространенные. Дешевые — поскольку их выштамповывают из стального листа, наименее дорогого конструктивного материала. Так как сталь не обладает коррозийной стойкостью, колеса приходится покрывать грунтовкой, эмалью и лаком. Кроме того, вид у «штамповки» весьма простой, а дизайн не слишком разнообразный. По этой причине автолюбители чаще всего закрывают их более симпатичными колпаками.

К плюсам таких дисков можно отнести разве что хорошую пластичность материала, из которого они изготовлены. На большой скорости при наезде на препятствие они принимают удар на себя, защищая подвеску и кузов автомобиля. Велика вероятность, что при ударе стальной диск не лопнет, а только помнется, сохранив некое подобие своей геометрии. И у водителя остается надежда, что не будет повреждена шина. Ну а погнутый диск можно и восстановить.

Главный же минус стального колеса — из-за особенностей производственного процесса и необходимой степени безопасности — у них слишком толстые стенки. Как результат — высокая масса. На таких колесах вряд ли быстро разгонишься и затормозишь.

Намного лучше в этом смысле легкосплавные (второе название — литые) диски. Они изготавливаются методом литья под низким давлением из сплавов с большим содержанием алюминия и на 15–20% легче «штамповки». От этого динамика автомобиля только выигрывает. Кроме того, при отливке диску можно придать любую форму, поэтому эстетически литье выглядит гораздо привлекательнее.

Важно знать и то, что теплопроводность легких сплавов в несколько раз выше, чем у стали. Следовательно использование литья способствует существенно лучшему отводу тепла от тормозных механизмов.

Что касается восстановления легкосплавных дисков после деформации — тут все неоднозначно. С одной стороны, литье примерно в полтора раза прочнее штамповки и повредить такие диски сложнее. С другой стороны, поскольку отливка имеет кристаллическую структуру, то при сильных ударах легкосплавные диски не мнутся, а раскалываются. Некоторые умельцы берутся их восстанавливать. Но, по мнению специалистов, ездить на отремонтированном литье крайне опасно.

Самыми качественными считаются кованые диски («ковка»). Они также изготавливаются из алюминиевых сплавов с большим содержанием титана и магния, но методом прессования под высоким давлением. Эти диски отличаются повышенной прочностью и еще меньшим весом: их масса на 30–50% меньше массы стальных и на 20–30% аналогичных литых дисков. Это позволяет улучшить разгонную и тормозную динамику, управляемость и плавность хода автомобиля.

Правда, иностранные производители рекомендуют устанавливать их на спортивные и гоночные автомобили. Российские производители таких рекомендаций не дают. Но вряд ли стоит тратиться на кованые диски человеку, предпочитающему размеренную езду без резких ускорений и торможений. А стоимость их действительно высока, поскольку процесс производства довольно сложен, а после механической обработки получается много отходов. Для некоторых автомобилей кованые диски могут сослужить плохую службу: при серьезной аварии они останутся целы, зато «слабая» подвеска будет убита напрочь.

К плюсам кованых дисков можно отнести их достаточно высокую пластичность — в этом они ненамного уступают стальной штамповке. И даже после очень сильного удара ковка не колется — либо остается целой, либо деформируется.

Что касается минусов, то помимо достаточно высокой цены, кованые диски нельзя самостоятельно устанавливать на автомобиль, находящийся на гарантии. Дело в том, что метод ковки не позволяет сделать гарантийный размер — диск может «уйти» по ширине или по высоте. Если автомобиль находится на гарантии у дилера, то после замены родных дисков на кованые, купленные не у производителя, а в магазине, автосалон вправе снять автовладельца с гарантии. В то время как самостоятельная замена штамповки на литье вполне допустима: многие производители сегодня делают неоригинальные литые диски с оригинальными параметрами.


СПРАВКА
Несмотря на то, что весь XX век в автопроизводстве господствовали стальные штампованные диски, инженеры не прекращали попыток облегчить колеса. Они перепробовали огромное количество сплавов, пока не нашли оптимальный вариант. В 1960-е годы впервые были изготовлены колеса из алюминиевого сплава, позже стали использовать еще и магний. Пытались делать диски из титановых сплавов — весьма прочные и пластичные. Но из-за сложности в производстве и заоблачной цены они не прижились.

МНЕНИЕ
Сергей Ваулин, директор компании Mir-Skorosti:
— Я сам езжу на кованых дисках и всем советую. Они легкие и очень прочные — их практически невозможно погнуть. Единственный недостаток ковки — цена. Для сравнения: 15-й литой диск стоит 2700–3000 руб., кованый того же размера обойдется в 3300–3500 руб. Речь идет о дисках отечественного производства. Кстати, лидер в производстве кованых дисков — корпорация ВСМПО-АВИСМА в Верхней Салде. Импортная ковка намного дороже. И она на нашем рынке — скорее эксклюзив, чем обычное явление.

Игорь Степанов, менеджер компании «Автодеталь»:
— Сам пока езжу на штампованных дисках, но мечтаю о кованых. Сегодня молодежь предпочитает спортивный стиль вождения. И тут ей не обойтись без кованых дисков. Уже не раз к нам в магазин приходили ребята, только что купившие двенадцатую или четырнадцатую модель ВАЗа, чтобы подобрать низкопрофильную резину и заменить штамповку на кованые диски. Они легкие и лучше всего подходят для скоростной езды. По прочности — вообще вне конкуренции. Знаю случаи, когда на кованых дисках даже в открытые колодцы влетали, и колеса оставались целы. Ну а люди в возрасте предпочитают оригинальную штамповку или литье.

Материал предоставлен журналом «ГАИ: городской автоинформатор»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления