E1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+3°

пасмурно, дождь

ощущается как +1

1 м/c,

вос.

726мм 92%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Мой дом Полезные статьи Смертельно виновен

Смертельно виновен

Рассмотрим наиболее распространенные дорожно-транспортные происшествия, в результате которых гибнут люди. Несмотря на то, что количество погибших постоянно снижается, только в прошлом году на дорогах Екатеринбурга были ранены более трех тысяч и погибли 162 человека.

По данным ГИБДД г. Екатеринбурга, чаще всего к человеческим жертвам приводят следующие нарушения: выезд на нерегулируемый пешеходный переход, наезд на дорожное препятствие, выезд на «встречку» и движение на красный сигнал светофора. Сегодня мы разберемся в нюансах поведения пешехода и водителя на нерегулируемом пешеходном переходе.

Перед нами — типичный случай нарушения водителем правил проезда нерегулируемого пешеходного перехода. Водитель ВАЗ-21110 Николай Б. рано утром двигался по крайнему левому ряду улицы Восточной в направлении ул. Челюскинцев со скоростью 81 км/ч. Впереди был нерегулируемый пешеходный переход, однако водитель не снизил скорость. Более того, приближаясь к пешеходному переходу, он должен был увидеть, что слева направо по ходу движения автомобиля дорогу начала переходить женщина, которой он обязан был уступить дорогу. В результате наезда женщина получила многочисленные травмы, несовместимые с жизнью, и скончалась на месте ДТП.

Ответственность и наказание водителя за нарушение правил дорожного движения, в результате которого пострадал или погиб человек, прописаны в 264-й статье Уголовного кодекса Российской Федерации и зависят от степени причиненного вреда. Первая часть статьи касается нарушений правил дорожного движения, в результате которых причинен тяжкий вред здоровью, и предусматривает наказание до двух лет лишения свободы. Вторая часть — если погиб один человек, третья — если погибли два и более человек. Они предусматривают наказание до пяти и семи лет лишения свободы, соответственно.
Действия водителя Николая Б. были квалифицированы судом по второй части статьи 264 УК: «нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека», максимальное наказание по которой — до пяти лет лишения свободы. В реальности Николай Б. был признан виновным в совершении преступления и получил наказание в виде полутора лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, а также лишен права управления автомобилем на три года. С точки зрения родственников погибшей женщины — наказание более чем мягкое. Особенно если учесть, что чаще всего водители, получившие полтора года, выходят на свободу уже через шесть месяцев. Дело в том, что к преступлениям по неосторожности, к которым относится нарушение правил

дорожного движения, применяется пункт Уголовного кодекса об условно-досрочном освобождении. Отбыв 1/3 часть срока, но не менее шести месяцев, причинивший смерть человеку водитель имеет право на досрочное освобождение, которым, естественно, воспользуется.

Мы решили выяснить, каким образом назначается наказание, и обратились за разъяснениями к начальнику отдела по расследованию ДТП Главного следственного управления при ГУВД по Свердловской области Андрею Лизанцу:
— Упрощенно процедура наказания выглядит следующим образом. Уголовный кодекс предусматривает в данном случае до пяти лет лишения свободы. Но при назначении наказания суд также учитывает отягчающие и смягчающие вину обстоятельства. Судья примерно берет за основу серединку и начинает смотреть, есть ли смягчающие вину обстоятельства. Николай Б. вину признал, в содеянном раскаялся, с обвинением согласился, какой-то ущерб возместил. И судья «пошел» в сторону понижения наказания. Если есть отягчающие вину обстоятельства — «пойдет» в сторону повышения. Но отягчающих, как правило, нет, потому что любые ДТП, в результате которых погибли люди, считаются неосторожными преступлениями. Поэтому и сажают ненамного, и режим отбывания наказания — колония-поселение, самый легкий из режимов.

Кроме того, водитель Б. согласился на применение особого порядка. В уголовном судопроизводстве существует две процедуры — судебное следствие и особый порядок. Судебное следствие все себе очень хорошо представляют, его часто показывают по телевизору. Выступают свидетели, идут прения сторон, защита представляет свои аргументы, сторона обвинения — свои. Идет судебное следствие. Вторая процедура — особый порядок — упрощенная. По делам по ДТП она тоже предусмотрена. В этом случае водитель должен признать свою вину и раскаяться в содеянном. Если потерпевший и остальные участники (прокурор, защитник) тоже согласны, то не происходит ни допроса свидетелей, ни исследования документов, виновнику просто назначают наказание. Это своего рода сделка: если водитель согласен на особый порядок, то наказание автоматически снижается на 1/3. Очень многие из водителей как раз и идут по особому порядку. В итоге водитель Николай Б. получил 1,5 года.


СПРАВКА
Только за три месяца 2009 года в результате нарушения правил проезда пешеходного перехода в Екатеринбурге были ранены 23 пешехода.


МНЕНИЕ ЮРИСТА
Андрей Лизанец, начальник отдела по расследованию ДТП Главного следственного управления при ГУВД по Свердловской области:


— Казалось бы все просто: сбил водитель человека на пешеходном переходе — получил свой срок. Но для того, чтобы доказать его вину и отправить дело в суд, нужно очень многое сделать и на многое закрыть глаза, в частности — на наши правила дорожного движения (ПДД). Потому что по действующим правилам, нерегулируемые пешеходные переходы — это страх и ужас.
Вы почитайте с точки зрения юриста пункт первый параграфа 14 правил: «Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам…». Кому обязан уступить? — Пешеходам. А если пешеход один? Вот первая зацепка для адвоката. Для юриста главное — буква. Как написано — так и нужно это делать. Дальше: пешеходам каким? — «…переходящим проезжую часть…». А если человек переезжает дорогу на инвалидной коляске? Или бежит? С точки зрения юриста написано абсолютно безграмотно. Можно цепляться. И таких вот штучек в правилах очень много, потому очень много дел в судах и разваливается.

Далее. Мы с вами абсолютно уверены, что если на пешеходном переходе сбивают пешехода, то стопроцентно виноват водитель. Но если судить четко по ПДД, то любой наезд на пешеходном переходе можно вменять как в вину водителю, так и в вину пешеходу. Если кто-то случайно откроет правила, то выяснит, что пешеход при выходе на пешеходный переход должен сначала убедиться, что ему уступают дорогу. Дойдя до середины дороги, он должен остановиться
и опять убедиться, что ему уступают дорогу: «Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений».

Да, водитель обязан уступить дорогу пешеходу на пешеходном переходе. Но иногда он объективно не может этого сделать. Представьте ситуацию: на разрешенной скорости 60 км/ч водитель подъезжает к пешеходному переходу. А пешеход, не глядя, делает шаг на проезжую часть. Водитель, даже если очень захочет, объективно не успеет затормозить.


Материал предоставлен журналом «ГАИ: городской автоинформатор»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления